Россия может начать обмен информацией с офшорами

Британские Виргинские острова, острова Мэн, Джерси и Бермуды обратились к российскому Минфину с просьбой заключить соглашение об обмене налоговой информацией
Fotolia/ PhotoXPress

Британские Виргинские острова (БВО), острова Мэн, Джерси и Бермуды обратились к российскому Минфину с просьбой заключить соглашение об обмене информацией, рассказал замминистра финансов Сергей Шаталов. Переговоры пока еще ведутся, уточнил он.

Минфин подписывает соглашение об обмене информацией со многими странами, они позволяют российским налоговикам получать от иностранных коллег данные о налогоплательщиках, укрывающих доходы за рубежом. Но пока такие соглашения заключались лишь с юрисдикциями, в которых действуют нормальные либо низкие налоговые ставки, с офшорами (где ставки нулевые и где бизнес укрывает прибыль) таких не было. БВО, острова Мэн и Джерси входят в список офшоров Минфина - соглашения с ними станут для России прецедентом.

Все страны, обратившиеся к Минфину, особенно Британские Виргинские острова, - наиболее популярные офшоры у россиян. Бизнес и граждане регистрируют там трасты или холдинги, косвенно владеющие российскими компаниями, которые выплачивают в офшоры проценты и дивиденды, уменьшая налогооблагаемую прибыль в России.

Если деньги идут напрямую в офшоры, Россия взимает с этих платежей налог у источника. Но обычно платежи проходят транзитом через прослойки в низконалоговых странах (например, на Кипре), так как у России есть соглашения с Кипром, налог не взимается. Кипр, по идее, должен предоставлять России информацию о таких транзитных цепочках (у него есть соглашение об обмене информацией с Россией), но не всегда от него можно этого добиться, объясняет чиновник финансового блока правительства. Если будут действовать уже отдельные соглашения непосредственно с офшорами, это намного расширит возможности налоговиков, надеется он.

Минфин готовит несколько законопроектов, направленных на деофшоризацию российской экономики. Первый - об иностранных контролируемых компаниях (CFC) - будет готов уже к концу марта. Правила CFC позволят налоговикам изымать налог с прибыли иностранных компаний, принадлежащих российским компаниям или гражданам. Речь идет прежде всего о компаниях, которые находятся в офшорах: бизнес аккумулирует в них прибыль, не перечисляя дивидендов в Россию. Обнаружить все такие компании, увидеть, какую именно прибыль они накопили, и правильно начислить налог налоговикам будет сложно, признавался чиновник Минфина. Но если офшоры сами начнут предоставлять такую информацию, исполняя соглашение с Россией, тогда закон CFC можно будет эффективно применить, верит он.