Лавров: Этот кризис должны урегулировать сами украинцы

Украине нужен "широкий национальный диалог", у России нет никакого желания вводить войска в дружественную страну
Jim Bourg/ AP

На четырехсторонних переговорах в Женеве стороны одобрили совместный документ, содержащий шаги по деэскалации на Украине, заявил на пресс-конференции министр иностранных дел России Сергей Лавров. Достигнуты соглашения о расформировании всех незаконных формирований на Украине, сохранении военного нейтралитета страны и начале конституционной реформы с участием всех регионов страны. Также власти Украины должны немедленно начать работу по выходу из экономического кризиса.

Госсекретарь США Джон Керри заявил, что всем противоборствующим сторонам на Украине следует отказаться от насильственных и провокационных действий. По его словам, США ожидают, что пророссийские силы на востоке Украины также сложат оружие. Керри выразил безусловную поддержку территориальной целостности Украины и напомнил о возможности дополнительных санкций в отношении России, "если не будет прогресса". Однако, по словам госсекретаря, в Женеве обсуждалась проблема усиливающейся конфронтации на Украине, а не Крым. Тем не менее он подчеркнул, что "никто не забыл о крымской проблеме, разногласия по ней остались с тех пор, как были введены санкции (против России)".

"Мы одобрили документ - это Женевское заявление от 17 апреля, в котором мы согласились с необходимостью предпринять первоначальные конкретные шаги по деэскалации напряженности, установлению безопасности для всех граждан Украины", - сказал Лавров. Все заявление уместилось на одной странице. По оценке The Wall Street Journal, в Женеве сделан первый осязаемый дипломатический шаг по деэскалации политического и общественного кризиса на Украине с момента присоединения Крыма Россией.

По словам Лаврова, стороны согласились, что украинцы должны сами урегулировать кризис в своей стране, все незаконные вооруженные формирования на Украине - разоружены, захваченные здания возвращены легитимным владельцам. Содействовать в этом украинцам призвана мониторинговая миссия ОБСЕ. Также в стране должна быть проведена амнистия всех протестующих, за исключением совершивших тяжкие преступления. "Договоренности во многом компромиссные, но самое главное для нас - это признание участниками того непреложного факта, что этот кризис должны урегулировать сами украинцы", - заявил российский министр.

У России нет желания вводить войска на территорию Украины, сказал Лавров. "У нас нет никакого желания вводить наши войска на Украину, на территорию дружественного нам государства, на территорию, где живет братский народ. Это противоречит коренным интересам Российской Федерации", - заявил российский министр.

Должен быть сохранен военный нейтралитет Украины. "Тот факт, что Украина выбрала нейтралитет и закрепила его в своем законе, должен уважаться всеми, не должно быть никаких попыток подвергать его сомнению, пытаться его размыть", - сказал Лавров.

Участники многосторонней встречи в Женеве выступили за начало широкого национального диалога на Украине, заявил он. "Подчеркнуто, что этот диалог должен вовлечь все украинские регионы, все группы", - сказал министр. По словам Лаврова, конституционный процесс на Украине должен быть инклюзивным, транспарентным и подотчетным. "Это три важные характеристики, которые пока в нынешних усилиях властей в Киеве, которые создали соответствующую группу в Верховной раде по конституционной реформе, не просматриваются", - заявил министр. Керри рассказал, что министр иностранных дел Украины Андрей Дещица заверил его в том, что Киев готов на такую реформу.

Тем не менее термин "федерализация" на конференции не употреблялся. «Мы не употребляли каких-либо терминов», - сказал Лавров, отвечая на вопрос, обсуждался ли федеральный статус Украины в рамках конституционной реформы, передает агентство УНИАН. По его словам, термины могут быть самыми разными - федерация, в которой права субъектов усечены, а может быть государство формально унитарное, где власть настолько децентрализована, что «иной федерации завидно будет».

Четырехсторонние переговоры начались в четверг в 11.00 (13.00 мск), они должны были длиться около двух часов, после чего планировался рабочий обед. Однако переговоры длились более семи часов. Пресс-конференция Лаврова началась с опозданием на 3,5 часа - около 20.15 мск.