Stratfor: Цель санкций Запада - не в ослаблении Путина

Запад пытается заставить Кремль изменить политику по отношению к Украине, а не спровоцировать раскол элит, считает президент разведывательной компании
Денис Абрамов/ Ведомости

Ударив санкциями по ближайшему окружению российского президента, Запад пытается заставить Кремль изменить политику по отношению к Украине, а не спровоцировать раскол элит, считает президент американской частной разведывательной компании Stratfor Джордж Фридман.

Режим санкций идет в ход, когда действия той или иной страны считаются неприемлемыми, главная задача - нанести такой экономический ущерб, чтобы эти потери заставили контрагента изменить поведение, отмечает Фридман, но санкции не должны быть настолько болезненными, что убедить страну в обратном: что из всего спектра решений война является более выгодным вариантом, чем капитуляция перед требованиями большинства.

Нет цели преследовать президента Владимира Путина лично, говорил президент США Барак Обама, цель - разрушить его калькуляцию последствий событий на Украине для экономики России и стимулировать дипломатическое урегулирование кризиса.

С помощью санкций можно добиться непредсказуемых результатов, не получить ничего вовсе или спровоцировать прямо противоположный результат, уверен Фридман: «Все зависит от того, каким образом они сформированы».

В черном списке США - 55 фигурантов, в том числе лица из ближайшего окружения Путина. Среди них - президент «Роснефти» Игорь Сечин и гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Общее число участников списка ЕС достигло 48 человек, но в нем по-прежнему фигурируют только представители российской власти и украинских активистов.

Накладывать на Россию эффективные санкции гораздо сложнее, чем, например, на Иран или ЮАР, поскольку у Москвы есть варианты ответных мер, в их числе военные действия, экспроприация активов западных игроков (здесь активно работает множество игроков, у которых есть имущество и банковские счета), сокращение поставок энергоресурсов в Европу, убежден Фридман. Президент Владимир Путин заявил в Минске, что в немедленных ответных санкциях в отношении Запада необходимости нет, но если последуют дальнейшие шаги со стороны США и ЕС, это может привести к появлению проблем у западных компаний, которые работают в ключевых секторах российской экономики. «Если что-то подобное будет продолжаться, то, конечно, мы должны будем думать о том, кто и как работает в ключевых отраслях российской экономики, в том числе в энергетике», - сказал он.

Санкции срабатывают в отношении стран, у которых нет в запасе арсенала ответных мер, включая возможность ведения войны, отмечает Фридман. По его мнению, Иран - это пример идеальной мишени, поскольку, помимо ядерного потенциала, у страны отсутствует любая возможность вести войну и совсем немного опций отомстить: «Россия - другой случай».

США и ЕС исключили вариант накладывания санкций на страну, выбрав таргетирование отдельных лиц из ближайшего окружения и небольшого числа компаний - это стандартный удар по режиму, но в данном случае нет цели нанести удар лично по Путину и его системе, уверен Фридман. По его мнению, в США прекрасно понимают, что конфликт с Россией может вызвать усложнение отношений с Китаем, Саудовской Аравией или Индией. А поскольку иностранные инвестиции являются основным компонентом американской экономики, осложнение отношений с политическими лидерами сразу несколько стран не в интересах Вашингтона. Опыт санкций в отношении Ирана показал, что даже целенаправленные действия могут в итоге ударить по населению и привести к снижению общего уровня жизни, а не по элитам, которые находят, как обойти ограничения, пишет Brookings Institution.

Проблемы некоторых лиц из окружения Путина вряд ли заставят Кремль сменить курс, уверен Фридман, главный вопрос - что важнее для тех, по кому бьют санкциями: сохранение денег или власти: «Любые материальные потери всегда могут быть компенсированы защитой интересов страны, усилением имиджа лидера и ростом популярности внутри страны».