Прокурор потребовал по восемь лет колонии для Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева

Обвинение просит для Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева по восемь лет колонии за организацию массовых беспорядков на Болотной площади. Адвокаты настаивают на оправдании
Сергей Удальцов (в центре) и его адвокаты настаивают на оправдательном приговоре/ Михаил Почуев/ ИТАР-ТАСС

Обвинение потребовало вчера приговорить к восьми годам в колонии общего режима координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова и его соратника Леонида Развозжаева, обвиняемых в организации массовых беспорядков на Болотной площади 6 мая 2012 г. Кроме того, Развозжаеву попросили назначить штраф в 50 000 руб. за незаконное пересечение государственной границы (он выехал на Украину по паспорту своего брата).

По мнению представителей гособвинения, выступивших вчера в прениях на суде по делу Удальцова и Развозжаева, вина подсудимых полностью доказана. Оба действовали по наущению грузинского политика Гиви Таргамадзе, стремившегося к дестабилизации общественно-политической обстановки с целью отомстить Владимиру Путину за войну с Грузией. О результатах своей подрывной деятельности Таргамадзе докладывал президенту Грузии Михаилу Саакашвили, заявил гособвинитель. К осуществлению преступного замысла грузинский политик привлек оппозиционера Константина Лебедева, а тот в свою очередь - лидера «Левого фронта» Удальцова и его помощника Развозжаева, которые получили на эти цели около $150 000. Лебедев признал вину, пошел на сделку с правосудием и в апреле 2013 г. был осужден к двум с половиной годам лишения свободы, а в мае 2014 г. освобожден условно-досрочно.

По версии прокуроров, Удальцов спровоцировал давку на Болотной, усевшись на землю и призывая других участников акции к сидячей забастовке. В его планы входили прорыв оцепления и организация палаточного лагеря у Кремля. Для этого он совершал поездки по регионам, вербуя сторонников, организовал sms-рассылку с призывом прийти на митинг. Доказательством организации массовых беспорядков стали лозунги митингующих «Мы здесь власть», «Идем на Кремль», а также обломки палок, прутьев и бутылок, обнаруженные на месте происшествия. «Откуда все это? Люди готовились к массовым беспорядкам», - объяснил прокурор. В деле фигурирует более 73 пострадавших сотрудников правоохранительных органов, но сам по себе факт массовых беспорядков уже установлен приговором суда и в доказывании не нуждается, напомнил он.

По мнению гособвинения, вину подсудимых подтверждают даже свидетели защиты: Сергей Давидис признал возможность проноса палаток на Болотную площадь, а Олег Козловский является автором научного труда, в котором делает вывод о возможности смены власти в России революционным путем. Претензии защиты к явке Развозжаева с повинной (впоследствии он заявил, что она была получена под давлением в результате его похищения), уверены прокуроры, несостоятельны: несмотря на претензии защитников, закон не требует присутствия при этом адвокатов.

Явка с повинной сомнительна даже не в силу туманных обстоятельств ее появления, возражал адвокат Развозжаева Дмитрий Аграновский, - в этом убеждает прежде всего реакция на нее суда и следствия. Он напомнил, что такое сотрудничество со следствием является исключительным смягчающим обстоятельством, но Развозжаева отправили не под домашний арест, а в сизо. И затребованный для него прокурором срок не ниже, чем у Удальцова.

По мнению Аграновского, суду также следует критически отнестись к показаниям Лебедева, который обеспечил основную доказательственную базу в этом деле, - он был заинтересован в сотрудничестве со следствием, получил незначительный срок и уже освобожден, в то время как Удальцову и Развозжаеву грозит восемь лет в тюрьме, напомнил Аграновский.

Развозжаев заявил о том, что он невиновен, а судебный процесс имеет обвинительный уклон.

Адвокаты подсудимых говорят, что затребованный прокурорами срок чрезвычайно суров, хотя вполне укладывается в логику обвинения. Если рядовому участнику «массовых беспорядков» на Болотной Сергею Кривову прокурор просил шесть лет, то логично накинуть еще пару лет «организаторам», рассуждает адвокат Удальцова Николай Полозов. Но речь идет об осуждении невиновных людей, добавляет он.

По словам Аграновского, прецедентов осуждения организаторов массовых беспорядков пока нет: до сих пор до суда доходили только дела об участии в них. Например, Игорю Березюку, признанному зачинщиком массовых беспорядков на Манежной площади в 2010 г., вменили сразу пять статей, в том числе призывы к массовым беспорядкам, насилие в отношении представителя власти и экстремизм. Часть из них удалось отбить, Березюка приговорили к пяти с половиной годам лишения свободы. Но тогда эти дела еще были подведомственны суду присяжных, напоминает Аграновский.

Как показала практика назначения наказания по первому делу о беспорядках на Болотной площади, суд, как правило, дает меньше, чем просит прокурор, - наказание может быть снижено почти вдвое.