Лавров: Москва рассчитывает, что никто не будет "заметать следы", расследуя крушение Boeing

Министр иностранных дел также заявил, что считает главной причиной усугубления кризиса на Украине отказ киевских властей от уважительного диалога с ополченцами на юго-востоке страны
М.Стулов/ Ведомости

Москва рассчитывает, что никто не будет "заметать следы" при расследовании крушения малазийского Boeing 777 17 июля на территории Украины, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. "Не хочу заранее бросаться обвинениями, но рассчитываю, что никто не будет пытаться замести следы", - сказал он в понедельник на пресс-конференции в Москве.

Комментируя тему расследования катастрофы, министр подчеркнул: Россия рассчитывает, что "разум возобладает, и на первый план мы все поставим задачу выяснения истины, проведения абсолютно беспристрастного расследования без каких-либо попыток предвосхитить его результаты". Кроме того, Москва надеется, что ее партнеры, "которые уже давно говорят о наличии у них каких-то иных неопровержимых данных, представят эти данные публично, открыто и не будут ссылаться на конфиденциальность, секретность или какие-то другие причины".

Как отметил российский министр, в Москве вызвало вопросы запоздалое обнародование американцами неких снимков, связанных с катастрофой Boeing. Он объяснил, что "мы живем не в каменном веке, а в веке суперсовременных технологий и ссылаться на то, что мы что-то скрываем или можем что-то спрятать, наверное, это несерьезно". Министр подчеркнул, что Россия предпочла бы честную работу, а "не стремление искать повод для наказания, а то и возвращения к политике ее сдерживания".

По мнению Лаврова, расследование крушения Boeing должно проходить под эгидой Совета Безопасности ООН. "Мы убеждены, что параметры такой международной миссии, которая будет помогать организовывать расследование, должны быть четко согласованы Совбезом ООН, опираться на его авторитет и должны быть подкреплены гарантиями безопасности, которые высший орган ООН может и должен предоставить", - отметил он.

Затрагивая тему ситуации на Украине, Лавров заявил, что считает главной причиной усугубления кризиса в стране отказ киевских властей от уважительного диалога с ополченцами на юго-востоке. В этой связи он также выразил обеспокоенность из-за невозможности достижения договоренностей по этому вопросу с европейскими коллегами. В частности, он напомнил о подписании 21 февраля соглашения между экс-президентом Виктором Януковичем и тогдашними лидерами украинской оппозиции: этот документ был засвидетельствован руководителями МИД Германии, Франции и Польши. Однако "практически ничего из этого соглашения, то, что должна была сделать тогдашняя оппозиция, не выполнено", подчеркнул министр.

Лавров также добавил, что в связи с ситуацией на Украине все чаще имеют место незаконные пересечения границы с Россией. Для того чтобы предотвратить подобные инциденты в дальнейшем, на пограничные пункты были приглашены наблюдатели ОБСЕ. По словам министра, Москва со своей стороны готова создать все условия для их комфортной работы. "Те, кто искренне заинтересован в том, чтобы не было незаконных пересечений границы, давно могли откликнуться на предложение российской стороны, и в конце концов это было сделано <...> Пусть приезжают наблюдатели, мы готовы создать им все необходимые условия для работы", - уточнил он.

Говоря о санкциях в отношении России со стороны Запада из-за ее позиции по Украине, министр высказал недоумение по поводу требований о ее изменении. "Никаких политических инициатив от наших западных коллег я не видел и не слышал. Они говорят только об одном: Россия должна изменить свою политику, пока она ее не изменит, будут санкции. И что подразумевается под изменением политики, я не знаю", - пояснил он. Лавров напомнил, что Россия неоднократно выдвигала инициативы по Украине, в том числе соглашение от 21 февраля, дорожная карта ОБСЕ, а также присутствие наблюдателей ОБСЕ на границе. "<...> И то, сколько времени эта простейшая вещь решалась, объясняется только одним - тем, что Запад пытался затормозить этот процесс. Не знаю почему. Может быть, настаивая на транспарентности, они на самом деле этой транспарентности не хотят", - предположил он.

Министр особо подчеркнул, что Россия не собирается изменять свою политику в отношении принадлежности Крыма. "Крым является частью Российской Федерации. Никаких переговоров по Крыму ни с кем не было, нет и быть не может", - заявил он, напомнив, что эта позиция основывается на результатах референдума, который состоялся 17 марта. "Все решения на этот счет уже приняты", - сказал он.