Новый президент Египта инвестирует $8 млрд в расширение Суэцкого канала

В 2013 г. доходы от эксплуатации канала составили $5,3 млрд, после реализации проекта они должны увеличиться на 260%
Kristian Helgesen
Kristian Helgesen / Bloomberg

Суэцкий канал занял центральное место в программе инфраструктурного развития нового президента Египта Абделя Фаттаха ас-Сиси, с помощью которой он хочет стимулировать экономику страны и увеличить свою политическую поддержку. На реализацию проекта по расширению канала потребуются инвестиции в размере $8 млрд.

Согласно плану, будет построен параллельный канал длиной 34 км, что позволит осуществлять двусторонее движение. Также части нынешнего канала будут расширены и углублены, а под ними построены автомобильные и железнодорожные туннели. При этом ас-Сиси постановил сократить сроки реализации проекта от первоначально предполагавшихся трех лет до одного года. Официально программа была запущена три недели назад, и уже около 50 компаний начали копать параллельный канал под руководством военных инженеров.

После более чем трех лет политических потрясений египетская экономика испытывает серьезные проблемы. За это время валютные резервы страны резко сократились и теперь составляют менее $20 млрд. Правительство пытается снова привлечь инвесторов, но государственные финансы поддерживаются за счет миллиардов долларов помощи из стран Персидского залива. Доходы от туризма в 2013 г. составили $5,9 млрд, но они нестабильны из-за опасений по поводу безопасности в стране. Поэтому Суэцкий канал остается ключевым источником дохода, в прошлом году он принес $5,3 млрд. По оценкам властей, после расширения канала доходы от его эксплуатации должны увеличиться на 260%.

Для привлечения дополнительного финансирования на реализацию проекта государственные банки Египта готовятся выпустить неторгуемые пятилетние инвестиционные сертификаты на 60 млрд египетских фунтов ($8,43 млрд). Их смогут приобрести только египетские инвесторы. Благодаря относительно высокой для египетского рынка доходности 12% эти сертификаты должны пользоваться высоким спросом у банков и индивидуальных инвесторов, отмечает управляющий директор Multiples Investment Group Омар эль-Шенети.

Расширение Суэцкого канала - это только первый этап более масштабной программы по преобразованию региона в транспортный и промышленный центр. Для участия во втором этапе будут приглашены как египетские, так и иностранные инвесторы. Это произойдет примерно через восемь месяцев, когда будет готов генеральный план.

«По-моему, увеличение пропускной способности - это очевидно хорошая новость», - говорит Питер Хинчлифф, генеральный секретарь Международной палаты судоходства в Лондоне. Однако египетские власти не поделились деталями плана, и это вызвало «разочарование» у участников отрасли, сетует он. По словам Хинчлиффа, из-за этого невозможно точно предсказать, насколько преобразования повлияют на перевозки через канал. Согласно опубликованным материалам, допустимая осадка судов увеличится с примерно 14 до 20 м, а время ожидания сократится с 11 часов до менее чем трех часов.

Как утверждает Мохаб Мамиш, руководитель оператора канала Suez Canal Authority, расширение необходимо, чтобы удовлетворить возросший спрос судовладельцев. По его прогнозам, к 2020 г. среднее количество проходящих в день по каналу судов увеличится с 49 до 97.

Однако эль-Шенети из Multiples Investment Group утверждает, что в конечном счете успех проекта будет зависеть от темпов глобального экономического развития. «Увеличение трафика будет связано с мировой торговлей, - говорит он. - Если Китай будет больше производить, а США и Европа больше потреблять, он [трафик] увеличится. Но если мировая экономика продолжит расти на уровне около 3%, тогда нет смысла в увеличении трафика».

Перевел Алексей Невельский