Для выявления виновника катастрофы малазийского Boeing необходимо снова изучить место происшествия

Малазийский самолет над Украиной был поражен извне, установили эксперты. Кто это сделал, предстоит установить в ходе дальнейшего расследования

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Нидерландский Совет по безопасности (организация, уполномоченная расследовать происшествия, связанные с безопасностью на транспорте) опубликовал вчера предварительный отчет о расследовании катастрофы над Украиной 17 июля самолета Boeing 777 рейса MH17 малазийской авиакомпании Malaysia Airlines. Окончательный отчет будет готов примерно через год. В документе говорится, что все системы самолета работали исправно и не установлено никаких причин, связанных с системами самолета или действиями экипажа, которые могли бы привести к катастрофе. Анализ фотографий обломков привел экспертов к заключению, что в кабину и переднюю часть фюзеляжа самолета попало множество объектов, летевших с большой скоростью, что привело к разрушению и гибели авиалайнера. Об обнаружении этих объектов не сообщается.

При этом от последних переговоров с диспетчерами до последней записи в черных ящиках (следов манипулирования которыми не обнаружено) прошло всего 7 секунд, что может означать, что самолет упал почти сразу после поражения. Согласно предоставленным данным органов воздушного контроля Украины и диспетчеров в момент катастрофы в этом районе находилось еще три пассажирских авиалайнера. Самолет действительно снизил высоту полета после того, как диспетчеры в Днепропетровске сообщили экипажу о том, что запрошенный им эшелон не может быть занят, но даже после этого он летел выше высоты, ниже которой Украина запретила пролетать гражданским авиалайнерам из-за ведущихся на юго-востоке страны боевых действий. Отклонится на 20 километров от маршрута экипаж решил в связи с метеоусловиями.

Сразу после катастрофы, в которой погибло 298 человек, Украина обвинила силы самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) в том, что самолет сбили они с помощью одиночной самоходной огневой установки зенитно-ракетного комплекса «Бук-М1». Президент США Барак Обама заявил, что самолет был сбит с территории, подконтрольной ополченцам. Представители ДНР отвергли эти обвинения, а Минобороны России заявило, что в момент катастрофы недалеко от места падения самолета находились «Буки» украинской армии, а рядом с авиалайнером пролетал украинский штурмовик Су-25.

По словам начальника аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, расследование проведено по нормам ICAO и ставит целью не найти виновных, а вскрыть способствующие катастрофе факты, с тем чтобы предотвратить ее повторение. Установить, чем конкретно сбит самолет, можно только после исследования обломков, которые остались на месте происшествия, и обнаружения поражающих элементов. Чтобы найти виновника, если самолет был сбит зенитной ракетой, надо найти ее элементы, но, поскольку с момента катастрофы прошло много времени, обнаружить обломки ракеты сложно и любая находка будет оспариваться сторонами конфликта, считает Пантелеев.

Министр обороны Малайзии Хишамуддин Хусейн посетил вчера Киев, а сегодня направится в Москву, где может быть принят премьером Дмитрием Медведевым, министром обороны Сергеем Шойгу, министром по чрезвычайным ситуациям Владимиром Пучковым и министром иностранных дел Сергеем Лавровым, сообщил ИТАР-ТАСС. Не исключено, что министру будут переданы данные, которыми располагает российская сторона, и будет обещано оказать воздействие на ополченцев с целью проведения дальнейшего расследования, говорит источник, близкий к Минобороны России.