Владимира Путина упрекают в нарушении правил досрочного голосования

КПРФ хочет потребовать от президента России представить документы, на основании которых ему было предоставлено право досрочного голосования
Досрочное голосование - не всегда признак фальсификации/ Елена Пальм/ ИТАР-ТАСС

Оппозиция упрекает Владимира Путина в нарушении правил досрочного голосования. Согласно Избирательному кодексу Москвы досрочно голосовать можно только в территориальной избирательной комиссии (ТИК). Однако, как сообщила пресс-служба президента, 10 сентября Путин досрочно проголосовал на выборах в Мосгордуму на избирательном участке, расположенном в здании одного из институтов Российской академии наук, - в связи с предстоящей зарубежной командировкой. «Когда мы вернемся оттуда, мы не знаем, и, чтобы не было сложностей, я решил воспользоваться этим правом», - сказал он (цитата по ИТАР-ТАСС). Между тем ТИК Гагаринского района (где прописан Путин) расположена по адресу: Ленинский проспект д. 68/10 (в здании управы района). А по адресу: Ленинский проспект, дом 32а (это здание РАН), находится участковая избирательная комиссия № 2151, где президент всегда голосует во время выборов.

КПРФ готовит депутатские запросы в прокуратуру и Мосгоризбирком с требованием провести проверку всех обстоятельств голосования, рассказал «Ведомостям» руководитель юридической службы московского горкома КПРФ Мухамед Биджев. По его словам, в среду после четырех часов вечера избиратели звонили в штаб КПРФ и жаловались на отсутствие в ТИК Гагаринского района председателя, секретаря комиссии и печати, которой можно было бы заверить конверты с бюллетенями. Человек, присутствовавший в этот день в ТИК говорит, что председатель ТИК Сергей Макаров и секретарь Татьяна Винокурова отбыли из ТИК вместе с печатью комиссии до начала досрочного голосования, оставив запас заверенных бюллетеней, а вернулись уже после 19.20. За это время досрочно проголосовать успели 35 человек (за день до этого было 43 «досрочника»), печать на склейках конвертов с бюллетенями проставили уже потом, после возвращения председателя.

Это означает, что нарушил закон не только Путин, которому фактически организовали досрочное голосование «на дому», нарушены также права граждан, которые в этот день отдали свой голос досрочно, уверен Биджев. Еще коммунисты намерены выяснить, представил ли Путин какое-то подтверждение уважительной причины своего отсутствия, - такие документы в Москве сейчас требуют от всех приходящих голосовать досрочно.

Но уже в четверг днем на сайте Мосгоризбиркома было опубликовано решение ТИК Гагаринского района «О целесообразности открытия одного дополнительного места для проведения досрочного голосования», оно датировано 8 сентября 2014 г. В нем говорится, что «в связи с большим количеством избирателей, желающих проголосовать досрочно» ТИК решила «признать целесообразным открыть еще одно, дополнительное место для проведения досрочного голосования по адресу: Москва, Ленинский проспект, д. 32а». Путин голосовал не на избирательном участке, а в той же ТИК, но в другом подъезде, пояснил «Ведомостям» Макаров. Решением комиссии было создано дополнительное место для голосования. Но формально оно также считается территориальной комиссией, поэтому нарушения закона не произошло. И хотя председатель действительно некоторое время отсутствовал в основном помещении комиссии, там оставались другие члены избиркома, так что ход досрочного голосования не был нарушен, говорит Макаров. По дополнительному адресу голосовал только один человек - Путин, признал Макаров. Эксперт движения «Голос» Андрей Бузин говорит, что никогда не слышал о «дополнительном месте для голосования» - закон такого не предусматривает. Его пришлось срочно изобрести, чтобы выкрутиться из неприятной ситуации, уверен он.

Член ТИК Гагаринского района признался «Ведомостям» что не помнит, чтобы решение о «дополнительном месте для голосования» принималось на заседании комиссии 8 сентября. Член МГИК от «Яблока» Михаил Петров в четверг потребовал отменить решение ТИК как незаконное, потому что «закон должен быть одинаковым для всех». Но, рассказал он, за это предложение проголосовали только два члена комиссии - он сам и член МГИК от КПРФ. Зато состоялась дискуссия, из которой следует: по закону о государственной охране Путин может голосовать где угодно.