Оспорен приказ Генпрокуратуры, разрешающий нерегламентированные проверки НКО

Правозащитники оспаривают в Верховном суде приказ Генпрокуратуры, фактически допускающий бесконтрольные проверки некоммерческих организаций
М.Стулов/ Ведомости

Ассоциация «Агора» подала жалобу в Верховный суд с требованием признать незаконным приказ Генпрокуратуры, который ущемляет права некоммерческих организаций (НКО) и обременяет их недопустимыми проверками. Адвокат «Агоры» Рамиль Ахметгалиев говорит, что п. 4 приказа Генпрокуратуры № 252 от 21 июня 2013 г. отменяет указание генпрокурора от 8 августа 2011 г. «Об исключении из практики прокурорского надзора фактов необоснованного вмешательства в деятельность органов госвласти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций».

Черный список. 14

некоммерческих организаций внесены Минюстом на 26 сентября 2014 г. в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

В жалобе «Агоры» говорится, что процедура проведения прокурорских проверок должна быть прописана в подзаконных актах - это было сделано в указаниях Генпрокуратуры от 8 августа 2011 г. Документом признавалась недопустимость дублирующих проверок и недопустимость истребования документов у НКО, если эти же документы есть в открытых источниках и в госорганах. На практике же за последние два года «Агора» подверглась пяти прокурорским проверкам, три из них проводились по соблюдению требований законодательства об НКО, имеющих статус иностранных агентов. Третья проверка, начатая 21 ноября 2013 г. прокуратурой Татарстана, была окончена только 3 июня 2014 г. При этом предмет проверки охватывал период, который проверялся в ходе первой и второй проверок.

По словам Ахметгалиева, в итоге процедура прокурорских проверок не регламентирована ни законами, ни подзаконными актами. Правозащитников возмутило, что приказ Генпрокуратуры не был нигде опубликован, сотрудники «Агоры» узнали о нем после того, как стали «ходить разговоры», что указания перестали действовать.

Представители НКО, подпавших под прокурорские проверки до отмены указания Чайки, говорят, что оно все равно не работало. Директор фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина вспоминает, что, доказывая в суде незаконность проверки, юристы ее организации апеллировали к этому документу, но безуспешно: представители прокуратуры отвечали, что закон о прокуратуре позволяет им проверять сколько угодно. Представитель ассоциации «Голос» Григорий Мелконьянц говорит, что никакие ссылки на внутренние документы Генпрокуратуры на проверяющих из прокуратуры не действовали и они привлекали к ответственности за непредоставление документов, находившихся у налоговиков. В Генпрокуратуре «Ведомостям» отказались комментировать жалобу «Агоры».

Руководитель ассоциации «Агора» Павел Чиков не согласен с Таубиной и считает, что суды обращали внимание на указания Генпрокуратуры. Конкретные же отказы НКО были обусловлены тем, что речь шла о политически мотивированных процессах. «Эта норма сильно мешала делать то, что они делали, поэтому генпрокурор ее и исключил», - говорит Чиков. Своей жалобой в Верховный суд «Агора» обращает внимание на то, что Генпрокуратура умышленно создала пробел в прокурорском надзоре за НКО и узаконила дублирование своих полномочий Минюстом.

В конце августа - начале сентября «Агора» и другие НКО, в том числе «Мемориал», подали жалобу в Конституционный суд на то, что федеральный закон «О прокуратуре» никак не регламентирует процедуру проверок НКО. «Мы решили поставить перед двумя высшими судами вопрос о том, как должна проходить прокурорская проверка НКО. Мы не оспариваем полномочия прокуратуры, но пока она является единственным органом, процедуры проверок которого никак не регламентируются», - говорит Ахметгалиев.