Руководители ДНР и ЛНР хотят переписать минские соглашения

Лидеры востока Украины объявили о намерении переписать минские соглашения. В Москве, похоже, предпочли бы оставить их неизменными, как «меньшее зло»
Выборы на востоке Украины бросили тень на прежние договоренности/ Dimitar Dilkoff/ AFP

Представители самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик готовят новый вариант минского протокола, который намерены представить на ближайшей встрече с участием Украины, ОБСЕ и России, говорится в обнародованном вчера совместном заявлении представителей ДНР и ЛНР. Необходимость модифицировать этот документ они обосновали тем, что сразу после выборов в ДНР и ЛНР президент Украины Петр Порошенко объявил о скором аннулировании закона об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей и намерении внести новый его вариант. В нем может появиться отсутствовавшее в первом варианте определение границ районов, на которые распространяется особый статус, и новая дата выборов в органы местного самоуправления.

Ранее в невыполнении минских соглашений обвиняли друг друга обе стороны: Киев говорил о несоблюдении перемирия и проведении на Востоке выборов в нарушение протокола, ДНР и ЛНР настаивали на том, что Украина не определила границы районов на Востоке, где должен был быть введен особый режим управления, а украинские войска продолжают боевые действия.

На сегодня из минских соглашений фактически не работает ни один пункт, сказал «Ведомостям» вице-премьер ДНР Андрей Пургин, добавив, что там всегда готовы к диалогу по обмену заложниками, отводу тяжелого вооружения и разминированию территорий, а также к четкому определению границ районов, где действует режим особого управления. Но вопрос об отмене результатов голосования 2 ноября обсуждению не подлежит, хотя «местные выборы в скором времени возможны», говорит Пургин.

Вина за срыв выполнения минского протокола «лежит на сепаратистах и России», уверен профессор Киево-Могилянской академии Алексей Гарань, поэтому президент Порошенко будет аннулировать закон об особом статусе районов Донецка и Луганска, ведь этот закон назначал местные выборы в Донбассе на декабрь и теперь потерял смысл. «Сейчас возможности переговорного процесса заметно усложнились», - отмечает Гарань.

В Москве настаивают на том, что основной упор нужно сделать на сохранении позитивных тенденций, достигнутых сторонами в ходе реализации минских договоренностей, а также на недопущении деградации гуманитарной ситуации. «Нельзя упустить шанс на завязку политического процесса, который был заложен минскими соглашениями. Это залог того, что гуманитарная ситуация не станет развиваться по худшему сценарию и не превратится в гуманитарную катастрофу», - пояснил «Ведомостям» источник в российских дипломатических кругах.

Закон об особом статусе Донбасса был принят формально и не нес в себе содержательной части, так как Верховная рада не определила четкие границы территории действия закона, поэтому он был бессмыслен, говорит руководитель Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. А теперь, после выборов нового созыва Рады, в которых жители ДНР и ЛНР не участвовали, в республиках уже не могут признать за Радой право определять эти границы и свою судьбу, если жители Донбасса украинских депутатов таким правом не наделяли, добавляет эксперт. «Странно, если представители Львова будут определять особые районы Донбасса. Киев оказался в ловушке, которую сам же и создал», - подчеркивает Чеснаков. По его мнению, теперь Украина должна будет согласовывать с ДНР и ЛНР не только закон о границах районов Донбасса, но и другие законы, касающиеся ДНР и ЛНР: это следовало еще из минских соглашений, где говорилось о необходимости общенационального диалога, но не выполнялось.

То, что обе стороны не очень дорожат минским процессом, понятно - целью для Киева в момент заключения этих соглашений было остановить наступление ополченцев, говорит эксперт МГИМО Андрей Сушенцов. А в самопровозглашенных республиках сейчас не ощущают пользы в минском протоколе, так как у них большие амбиции. «Но минский процесс не нужно хоронить, всегда лучше иметь какую-то юридическую рамку, чем никакой, даже если она не исполняется», - резюмирует Сушенцов.