В Грузии политический кризис: министры уходят в отставку, обвиняя премьера в пророссийской политике

Политический кризис в Грузии не приведет к отказу от европейского курса, уверяют власти страны. Пророссийские силы наступают, возражают оппозиционеры
Shakh Aivazov/ AP

Вечером 4 ноября грузинский премьер Ираклий Гарибашвили уволил министра обороны Ираклия Аласанию за «политизацию» расследования дела о коррупции в минобороны. Сам Аласания назвал это «атакой против евро-атлантического выбора Грузии», призвав прозападных политиков страны объединиться, «чтобы противостоять пророссийским силам в правительстве», сообщает «Грузия Online».

Москва следит. Григорий Карасин

замминистра иностранных дел России. «Отставки в правительстве Грузии, во-первых, видоизменяют само правительство, а во-вторых, важно понять, как это повлияет на курс грузинского руководства. Мы за всем этим внимательно наблюдаем». ТАСС

В знак солидарности с Аласанией об отставке объявили госминистр по вопросам европейской и евро-атлантической интеграции Алекси Петриашвили и министр иностранных дел Майя Панджикидзе, заявив об угрозе смены политического курса. По сведениям «Грузия Online», полномочия сложили некоторые грузинские послы и представитель страны в НАТО Леван Долидзе. Кроме того, партия Аласании «Наша Грузия - Свободные демократы» покинула правящую коалицию «Грузинская мечта».

Политический кризис в Грузии вызвал обеспокоенность на Западе. «Возможно, Россия не стоит за этими отставками, но нет никаких сомнений, что происходящее одобрят в Кремле», - заявил The Wall Street Journal бывший министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт. Свой европейский курс Грузия не изменит, заверил президент Георгий Маргвелашвили, призвав правительство рассмотреть вопрос об имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС. Гарибашвили заявил, что «правительство продолжит еще более эффективную работу» (цитата по «РИА Новости»).

Причиной отставки Аласании стали его переговоры с еврокомиссарами во время визита в Евросоюз, объясняет человек, близкий к администрации президента Грузии. По его словам, Аласания пообещал европейцам принять меры по усилению интеграции с ЕС и тем самым вышел за рамки своих полномочий: это не устроило Гарибашвили, который проводит осторожную политику и не хочет предпринимать агрессивных шагов против России. В правительстве есть сторонники пророссийской политики, но говорить о смене курса нельзя, уверяет собеседник «Ведомостей»: Грузия придерживается баланса во внешней политике, а сейчас условия для активного сближения с ЕС неблагоприятны - в частности, из-за угрозы создания в Абхазии объединенной группировки войск с Россией.

По мнению политолога Мамуки Жгенти, партии в составе «Грузинской мечты» были настолько несовместимы, что ухода демократов следовало ожидать. Политического кризиса пока нет, говорит политолог Вахтанг Дзабирадзе, правительство продолжит работу, просто теперь у коалиции будет «тематическое» большинство, а не гарантированное. Нельзя говорить и об отходе от прозападного курса, убежден политолог Георгий Гоциридзе: Грузия не отказывается от участия в военных операциях НАТО, недавно оформила с ЕС договор об ассоциации, а заявления Аласании спекулятивны, поскольку с Москвой у Тбилиси «прагматичные отношения».