Борьба с экстремизмом может обернуться новым закручиванием гаек

Денис Абрамов/ Ведомости

Экстремизм несет угрозу национальной безопасности и способен кардинально разбалансировать политическую, экономическую и социальную системы, заявил вчера Владимир Путин на заседании Совета безопасности. Наиболее опасными видами экстремизма президент назвал национализм, религиозную нетерпимость и политический экстремизм, оговорившись, что противодействие экстремизму не имеет ничего общего с борьбой с инакомыслием: «У нас свободная, демократическая страна, и ее граждане вправе иметь свое мнение, вправе быть в оппозиции к власти».

Угроза экстремизма в России сильно преувеличена, а резкая речь президента - требование жанра, полагает директор центра «Сова» Александр Верховский: «Высокое начальство питается сводками спецслужб, которые по роду своей деятельности всегда преувеличивают угрозу. Но форма этнического экстремизма, актуальная, например, для Дагестана, совершенно не актуальна для Рязанской области». При этом ни в одном регионе этнические течения не представляют угрозу нацбезопасности, уверен эксперт: «Сейчас в России нет даже следов политического подполья, которое было бы ориентировано на свержение власти». Единственная реальная проблема в нынешней ситуации - это возвращение в Россию людей, воюющих сейчас на Украине, считает Верховский. По его мнению, у них нет заранее обдуманного плана устроить переворот, но революционные настроения довольно сильны: «Эти ребята сейчас герои российской нации, и как они видят революционное будущее - страшно представить, но в этом виновата прежде всего пропагандистская машина».

Пока рано говорить об очередном закручивании гаек, стоит посмотреть, последуют ли конкретные решения, говорит политолог Михаил Виноградов: «Пути конституционного ограничения свобод на сегодня почти исчерпаны, и новые возможности для этого минимальны». Культ силы, который сейчас демонстрирует власть, - это и есть экстремизм и деградация правового сознания, считает политолог Дмитрий Орешкин: «То, что нарастает истерия, - это прямой результат политики Путина, когда 45-миллионный народ Украины представляют жидобандеровцами и фашистами, а вторгшись на территорию другого суверенного государства, говорят нам, что это законно». Полное презрение к букве и духу закона говорит о том, что гайки будут закручивать дальше, уверен эксперт: «Путин дал понять, что не допустит попыток нарушить политическую стабильность, экстремизмом будет объявлено все, что направлено на смену режима. Де-факто Путин говорит: нас окружили и мы будем обороняться».