Смерть короля заставила гадать, изменит ли политику Саудовская Аравия

После смерти короля Абдаллы политика Саудовской Аравии стала еще одним фактором неопределенности для нефтяного рынка
Eugene Hoshiko/ AP

В Международном энергетическом агентстве (МЭА) не ожидают изменений в нефтяной политике Саудовской Аравии в связи со смертью короля Абдаллы, заявил главный экономист МЭА Фатих Бироль. Он надеется, что страна «продолжит вносить вклад в обеспечение стабильности нефтяных рынков» (цитата по AFP). После смерти короля трон перешел к его двоюродному брату Салману.

Король Абдалла был одним из самых влиятельных людей на нефтяном рынке, он чутко улавливал геополитический баланс, говорится в соболезновании от имени вице-президента IHS Дэнила Ергина. Салман стал участвовать в заседаниях совета нефти, когда Абдалла заболел, но самостоятельных решений пока не принимал, пишет WSJ.

Салман заявил, что не намерен менять нефтяную политику королевства. Но смерть Абдаллы добавила неопределенности в политику ОПЕК, пишут аналитики Economist Intelligence Unit. Возможны даже самые резкие изменения, cказал Bloomberg Эрик Нэтталл из Sprott Asset. После известия о кончине монарха баррель Brent подорожал на 2,6% до $49,64.

Cаудовская Аравия - крупнейший производитель ОПЕК (31% добычи, данные BP Statistical Review). Позиция королевства фактически определяла производственную стратегию картеля. В конце прошлого ноября картель решил не менять производственные квоты, несмотря на снижение цен. На фоне роста добычи в США Эр-Рияд не захотел снижать поставки, опасаясь потерять рынок, указывают аналитики Stratfor. Cаудовская Аравия способна выдержать низкие цены: ее резервы - около $750 млрд. «Если бы мы сократили добычу в 2014 г., то пришлось бы снова ее сокращать в июне, потом в декабре, потом в 2016 г. и т. д.», - уверен генсек ОПЕК Абдалла эль-Бадри (цитата по WSJ).

Для нефтяного рынка главным был вопрос, сохранит ли должность министр нефтяной промышленности Али аль-Наими, отмечает Оле Хансен из Saxo Bank. «Меня не волнует, сколько будет стоит нефть - $20 или $40», - заявлял аль-Наими в декабре. Аль-Наими пост сохранит, пообещал Салман.

Краткосрочные изменения в стратегии Саудовской Аравии мы вряд ли увидим, но в дальнейшем возможен любой сценарий, считает бывший помощник президента США Боб Макнэлли: пока не ясно, кто такой Салман. Ландшафт отрасли серьезно меняется: не исключено, что Саудовская Аравия начнет искать и новых союзников, допускает Хансен.