Москва может принять «зеркальные» меры в ответ на арест сотрудника ВЭБа в США

В Нью-Йорке арестован зампредставителя Внешэкономбанка Евгений Буряков, обвиненный в сборе развединформации
AP Photo/ Elizabeth Williams

Око за око. Сергей Миронов

Лидер партии «Справедливая Россия». «Задача представителей торгпредства - искать инвесторов, искать контакты. Обвинять в промышленном шпионаже таких людей просто смешно. У наших спецслужб есть представители дипломатического корпуса, которые явно не совсем в ладах с законодательством». Интерфакс

В понедельник в Нью-Йорке был арестован, помещен под стражу и обвинен в сборе разведывательной информации в качестве незарегистрированного иностранного агента заместитель представителя госкорпорации «Банк развития Внешэкономбанк» Евгений Буряков. Как следует из опубликованного обвинительного акта прокурора Южного округа Нью-Йорка, Буряков в интересах атташе при представительстве России при ООН Виктора Подобного и сотрудника российского торгпредства Игоря Спорышева передавал закодированным способом информацию для переправки ее через «отдел Службы внешней разведки» (СВР) в Нью-Йорке для СВР, при этом сам он доступа в этот отдел не имел. Подобный выехал из США еще в 2013 г., а Спорышев - в ноябре 2014 г., причем последняя его встреча с Буряковым состоялась в сентябре. Буряков был арестован с помощью подкинутой ему агентом ФБР информации о санкциях против российских банков и проектах в области альтернативной энергетики, Подобный и Спорышев обвинены заочно. Согласно американским законам, Бурякову грозит до 15 лет заключения.

Представитель Внешэкономбанка сообщил, что у него нет информации об аресте Бурякова. Представитель МИД России Александр Лукашевич назвал этот арест частью провокаций, развязанных спецслужбами США против российских представителей, и потребовал незамедлительного консульского доступа к Бурякову, соблюдения его прав и освобождения. По словам Лукашевича, последствия таких действий «останутся на совести их инициаторов». Служба внешней разведки арест Бурякова по традиции не комментировала.

Из опубликованной американским обвинением информации фактически следует, что Буряков не был кадровым офицером российской разведки, раз он не имел доступа к ее связи и пользовался для этого услугами других сотрудников российских представительств, говорит человек, близкий к российским спецслужбам. Любопытно выглядит и то обстоятельство, что эти другие сотрудники выехали задолго до того, как против Бурякова провели стандартную для американских спецслужб операцию с подкидыванием улик, говорит эксперт, поскольку очевидно, что наблюдение за Спорышевым и Подобным велось давно. Скорее всего, никаких серьезных улик против них не было, поэтому их выезд из США и прошел без происшествий, считает собеседник «Ведомостей». По его словам, не имеющих дипломатического иммунитета представителей российских государственных организаций не заключали под стражу в США по обвинениям в сборе разведывательной информации со времен окончания холодной войны. Арестованные в США и обменянные в 2010 г. российские разведчики либо были нелегалами, либо не являлись сотрудниками каких-либо представительств российских госструктур, напоминает собеседник.

Шпионская история с представителем Внешэкономбанка произошла на фоне нарастания конфронтации в российско-американских отношениях, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин. Исходя из этой логики, следует ждать каких-то симметричных ответных мер со стороны российских спецслужб в отношении представителей США или их союзников в Москве, полагает эксперт. Однако когда и в какой форме могут быть приняты такие ответные меры, предсказать сейчас невозможно, говорит Кашин.