Власти Ростовской области разработали условия получения земли без торгов

Закон для «масштабных инвестпроектов» вступит в силу 1 марта
Некоторых крупных инвесторов освободят от конкуренции за земельные участки/ Д. Абрамов/ Ведомости

Закон, который утверждает критерии для инвесторов, освобождающих их от участия в торгах за предоставление земельных участков, депутаты Законодательного собрания Ростовской области планируют принять сегодня. Его официальное название «Об утверждении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестпроекты, в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов».

Закон принимается в связи с вступлением в силу с 1 марта 2015 г. изменений в Земельном и Гражданском кодексах РФ, предоставляющих субъектам РФ право обходиться без конкурсных торгов для перечисленных в законе объектов. Критерии - плод законотворчества областных властей.

«Губернатор сможет своим распоряжением предоставлять участки без конкурса. Принятие нового закона повысит оперативность в этом вопросе, так как громоздкая процедура конкурса [торгов] затратна по времени», - рассказал вчера председатель законодательного собрания Виктор Дерябкин на пресс-конференции. «Если приходит крупный инвестор, который, например, хочет строить стекольный завод, кто может с ним конкурировать? А мы раньше все равно должны были проводить торги, но тут всегда может кто-то вылезти и сказать: «Я тоже буду строить завод». Если вопрос связан с землей, всегда появляются какие-нибудь левые фирмы, которые требуют деньги, чтобы сойти с дистанции и не мешать», - подчеркнул спикер. По его словам, «критерии в новом законе прописаны», но уполномоченные органы должны «более подробно расписать каждое направление», а губернатор впоследствии издаст постановление уже с механизмом применения закона.

Закон вступает в силу с 1 марта, сообщается на сайте областного собрания. «Социально-культурным объектам» (спортивные сооружения или дома культуры) и объектам «коммунально-бытового назначения» (газо-, теплоснабжение, обращение с отходами) нужно соответствовать четырем критериям, следует из текста законопроекта, опубликованного на сайте собрания. Первый критерий - включение объекта в какую-либо федеральную или областную госпрограмму. Объем средств для строительства объектов социальной категории должен составлять не менее 20 млн руб., коммунальной - не менее 100 млн руб.

С критериями для масштабных инвестпроектов все обстоит сложнее: их семь, но конкретные суммы или показатели, которым они должны соответствовать, дополняются многоступенчатыми условиями. Чтобы проект признали масштабным, он должен соответствовать хотя бы трем из семи пунктов, при этом две позиции являются обязательными: включение в федеральную или областную госпрограмму (критерий номер один) и стоимость (в зависимости от сектора экономики, которую он представляет) от 400 млн до 5 млрд руб. (в этой сумме учитываются средства бюджетные и частного инвестора). Самый высокий минимальный порог - в сельском хозяйстве, самый низкий - если за проект берется «субъект инновационной деятельности». Каждый проект должен создавать определенное количество рабочих мест (в зависимости от города и сферы экономики), а также ежегодно приносить не менее 10 млн руб. в консолидированный бюджет Ростовской области (налоги и арендную плату с учетом установленных льгот).

«Земля в Ростовской области из-за кадастровой стоимости очень дорогая, мы собираемся покупать у администрации Каменск-Шахтинска участок в 13,5 га, только через суд удалось снизить его кадастровую стоимость со 120 млн до 19,5 млн руб.», - говорит гендиректор компании «Дон-металл» Натиг Асадов. «Пока земля не куплена, посмотрим, получится ли подпасть под действие нового закона», - добавляет он. Его компания собирается строить металлопрокатный завод за 3 млрд руб., первая очередь обойдется в 1,1 млрд руб.

«В проектном портфеле АИР 143 проекта, - говорит генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области (АИР) Игорь Бураков. - Большинство из них соответствуют критериям, упомянутым в законопроекте. Вообще, [земельные] конкурсы для индустриальных инвесторов (строящих заводы и фабрики) и так носят формальный характер, дефицита участков нет, но для иностранного инвестора важно снятие даже гипотетических рисков, связанных с торгами. Отсутствие этой процедуры - еще один аргумент в пользу региона».