Разгром офиса Комитета против пыток в Грозном не повлек уголовных дел

СПЧ попросит взять председателя комитета Игоря Каляпина под государственную защиту
Офис Комитета против пыток в Грозном/ Musa Sadulayev/ AP

Сегодня президентский совет по правам человека (СПЧ) поднял на своем заседании вопрос о разгроме офиса Сводной мобильной группы правозащитников, который произошел вчера в Грозном.

Совет по правам человека сегодня направит письмо на имя министра внутренних дел с просьбой взять председателя Комитета против пыток, члена совета Игоря Каляпина под государственную защиту. Такое предложение прозвучало на закрытой части заседания Совета по правам человека, на котором рассматривалась ситуация с разгромом офиса Сводной мобильной группы в Грозном. О письме министру "Ведомостям" сообщили члены СПЧ Андрей Бабушкин и Сергей Пашин.

Написание письма все поддержали, сначала прозвучали сомнения, но все-таки было сказано, что это совершенно серьезно, сказал Бабушкин: "Смогли переубедить коллег, приведя соответствующие примеры".

Председатель Комитета против пыток Игорь Каляпин сообщил, что во вторник было объявлено о проведении митинга в сквере журналистов против "информационной кампании, объявленной против Чечни". Однако вечером во вторник Каляпина предупредили, что митинг "не столько отменен, сколько перенесен во двор дома, где располагается наш офис". По его словам, после прошлого опыта они были готовы к погрому или пожару, поэтому приготовили ведра с песком. В декабре прошлого года офис Сводной мобильной группы в Грозном был сожжен. "Мы договорились, что, когда люди подойдут к зданию, наши сотрудники спустятся и пригласят организаторов митинга в офис, чтобы выяснить, какие у них претензии к Комитету против пыток", – сказал Каляпин. В 10 утра у дома собралось примерно 300 человек. В толпе были плакаты, на которых было написано имя Джамбулата Дадаева, убитого при задержании ставропольскими силовиками в Грозном в апреле. "Почему кто-то решил, что наша организация должна была заниматься этим делом, почему претензии были адресованы к нам, а не к Следственному комитету, полиции, прокуратуре, непонятно", – сказал Каляпин.

Старший смены Сводной мобильной группы открыл дверь в квартире, чтобы спуститься вниз и пригласить организаторов, но увидел, что по лестнице бегут люди в масках. Он сразу закрыл дверь, эти люди закрасили краской камеру и начали выламывать дверь, этого сделать не удалось – и они стали ломать стену. Правозащитники выпрыгнули в окно.

По словам Каляпина, в течение полутора часов после начала погрома правозащитники звонили в разные отделения полиции, но нигде не снимали трубку. В итоге сотрудники комитета из Нижнего Новгорода дозвонились до МВД Чечни, но им ответили, что у них много вызовов. После того как в офисе были сломаны роутеры, что там происходило, правозащитники не знают. "Комментарий Кадырова, который утверждает, что кто-то из наших ребят грубо ответил, – это ложь. Возможности для переговоров не было. Наши сотрудники никому не давали повода к подобным действиям. Двери в наш офис всегда открыты, и если у кого-то могут быть претензии, они могут прийти и спокойно их высказать", – сказал Каляпин. По его словам, к вечеру из офиса кто-то вывез всю разгромленную мебель, оборудование и документы.

Каляпин просит, чтобы президента объективно проинформировали о произошедшем в их офисе, а также чтобы расследование этих дел было передано в правоохранительные органы как минимум уровня Северо-Кавказского федерального округа. "Я имею основания сомневаться в объективности правоохранительных органов и следственного управления Следственного комитета Чечни", – сказал Каляпин.

Председатель Совета по правам человека при главе Чечни Тимур Алиев сказал, что они изучают ситуации, по итогам должны представить доклад главе республики. По его словам, были задержаны 30 человек. "Сотрудники полиции приняли меры, чтобы не применялось насилие в отношение кого-то", – сказал Алиев. По его словам, в митинге участвовали родственники Джамбулата Дадаева, они выражали протест против политизации правозащитной деятельности. "Операцию по задержанию Дадаева проводили силовики Ставропольского края, не согласовав это с МВД республики. Почему-то это дело прошло стороной мимо внимания правозащитников. Даже с митингующими никто не встретился", – сказал Алиев.

Алиев не смог ответить, почему замминистра МВД по Чечне Апты Алаудинов не отвечал на звонки, когда происходил погром, почему полиция не охраняла "митинг". Член СПЧ Павел Чиков спросил, были ли возбуждены уголовные дела, в частности за массовые беспорядки, порчу имущества, разбой и по другим статьям. Алиев об этом не знает.

Представитель МВД России Вадим Гайдов сказал, что после звонка сотрудников комитета из Нижнего Новгорода в полицию к офису Сводной мобильной группы в Грозном была направлена полиция, однако он не знает, когда они были на месте происшествия. "Примерно в 10.30 группа граждан из Надтеречного района Чечни собралась у дома, где располагается офис Комитета против пыток, они хотели встретиться с представителями комитета, но те не вышли. Люди ни с того ни с сего вряд ли предпримут такие действия, но у них были слесарные инструменты. Сейчас проводится проверка", – сказал Гайдов. Были задержаны 30 человек, однако кто именно, он не знает. Он также не был в курсе, охранялось ли место происшествия, кто навел порядок в офисе, возбуждено ли уголовное дело, а также как идет расследование поджога офиса правозащитников, который произошел в декабре прошлого года. "Когда вы приезжаете в президентский Совет по правам человека, то надо лучше готовиться", – заметил член СПЧ Андрей Бабушкин. По словам Гайдова, в отношении сотрудников полиции, которые не принимали звонки, будет проводить проверку МВД Чечни.