НАТО изучает способы противодействия российской «гибридной войне»

Эксперты считают сам этот термин сомнительным и опасным для мира
Североатлантический альянс готовится дать отпор российской «гибридной войне»/ NATO

На заседании министров обороны НАТО в Брюсселе 24–25 июня будут обсуждены способы реакции альянса на применение Россией тактики «гибридной войны» на востоке Украины, чтобы защитить себя от потенциального повторения подобных сценариев в будущем, сообщил высокопоставленный собеседник в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Поскольку это комплексная угроза, союзники собираются укреплять не только обороноспособность, но и кибербезопасность, безопасность в правовой сфере, в сфере дипломатии и готовиться к потенциальному ответу. Защитная реакция прорабатывается как в рамках самого НАТО, так и в сотрудничестве со структурами ЕС, которые позволяют действовать в том числе в сфере экономики, ОБСЕ, способной предоставлять наблюдателей, и другими структурами. Во время работы саммита планируется проанализировать существующие уязвимости и распределение ролей между странами для ответа на них.

Чтобы защитить себя, необходимо быть готовыми к отражению этих новых угроз, а для этого требуется их идентификация еще на этапе формирования, что очень непросто, а также принятие решения и быстрый ответ, говорит чиновник НАТО. Важную роль в этом играет в том числе работа «на земле», поскольку каждый отдельный шаг применения тактики «гибридной войны» может не представлять собой нелегальных действий, но в совокупности с другими такими же «невинными» действиями они могут быть опасны, отметил сотрудник штаб-квартиры альянса. Речь может идти не о разведке, а о создании НКО в интересах иностранных государств или, например, покупке портов в странах НАТО или ЕС. Такая операция может быть сигналом, что что-то может произойти в будущем, в связи с чем важно «видеть картину в целом», говорит чиновник. В качестве примера «гибридных действий» он привел появление в Крыму российских военных без опознавательных знаков и отправку Россией гуманитарных конвоев на восток Украины.

Эштон Картер
Министр обороны США

Это вопрос, который мы рассматриваем, и мы обсудим его и с коллегами. Если мы собираемся усилить жизнестойкость Североатлантического альянса, и особенно наших союзников близ границ альянса, то было бы важно сделать это [разместить тяжелую военную технику США для одной бригады на складах в Восточной Европе].

Альянс готовится усилить и защиту от пропаганды, поскольку российская тактика «очень продуманная и четкая», позволяющая доставлять конкретную информацию до целевой аудитории, говорит другой сотрудник штаб-квартиры НАТО. В качестве примера он привел канадский Торонто, где, по его утверждению, единственный общедоступный новостной канал – Russia Today (остальные – по платной подписке). Он отмечает, что подобная ситуация складывается не только в странах – членах альянса, но по всему миру. Наиболее опасна она в тех странах, где проживает русское меньшинство, добавил он. В ЕС изучают это направление и возможности для ответной реакции, которая обязательно будет. Однако, по словам собеседника, в ответ на пропаганду альянс проводит экспертизу в сфере стратегических коммуникаций, после чего подготовит свои рекомендации. В ответ на пропаганду, по словам чиновника, НАТО собирается «доносить до людей правду», отвечает он.

В ситуации, когда предотвратить кризисную ситуацию не удается, альянсу необходим отработанный механизм принятия политических решений (так называемая система НАТО по реакции на кризисы), который даст возможность принимать решение в течение кратчайшего времени, не превышающего сроки на приведение в боевое состояние и доставку передовой группы сил реагирования, иначе это теряет смысл, сказал чиновник НАТО. Новая схема имеет целью «сжать это во времени», сказал на брифинге постпред США при НАТО Дуглас Льют.

Термин «гибридная война» применяется в западных средствах массовой информации с самого начала событий на Украине для концептуализации действий России, говорит Роджер Макдермотт из вашингтонского Jamestown Foundation. Тем не менее сама по себе эта концепция совершенно чужда российской военной доктрине и культуре и игнорирует реальность в вопросе о том, как Россия проводит военные операции. То, что использование термина «гибридная война» в связи с кризисом на Украине стало модным среди западных политиков, является опасным, поскольку, если НАТО действительно считает, что Россия разработала новую «гибридную» тактику, это неизбежно приведет к более высоким рискам противостояния с Россией периферийных стран НATO, снижая порог для активизации статьи 5 устава альянса (она обязывает страны блока к коллективной обороне. – «Ведомости»), считает Макдермотт.

Брюссель