Турция хочет заручиться поддержкой НАТО в борьбе с террористами

Но альянс пока не готов приравнять курдов к «Исламскому государству», полагают эксперты
Турция ищет поддержки НАТО/ Mursel Coban/ Depo Photos / AP

Во вторник в Брюсселе прошло внеочередное совещание послов 28 стран – членов НАТО. Инициатором встречи стала Турция, обратившаяся к альянсу «в связи с серьезностью ситуации после чудовищных террористических нападений в последние дни, а также чтобы проинформировать союзников о принимаемых мерах», сообщила пресс-служба НАТО. «Терроризм ни в каких его формах никогда не может быть оправдан. Проведение встречи сегодня правильно и своевременно, это позволит обсудить нестабильность на пороге Турции и на границах альянса. НАТО очень пристально следит за развитием событий, и мы солидарны с нашим союзником Турцией», – заявил перед заседанием генсек альянса Йенс Столтенберг (цитата по Reuters). Он особо подчеркнул, что Турция, имеющая вторую по численности армию в НАТО, не просила у союзников военной поддержки. Президент Турции Реджеп Эрдоган, в свою очередь, выразил надежду, что страны НАТО поддержат Анкару в борьбе против терроризма и «сделают все, что от них зависит» (цитата по «РИА Новости»).

Ситуация в Турции обострилась после теракта в Суруче, где 20 июля жертвами самоподрыва смертницы, связанной с террористической группировкой «Исламское государство» (далее – ИГ, деятельность организации запрещена на территории России), стали 32 человека и около 100 получили ранения. В ответ 24 июля турецкие самолеты обстреляли позиции ИГ в Сирии, а в субботу повторили налеты, атаковав заодно и места дислокации боевиков запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана. Ранее Анкара разрешила США и международной коалиции использовать свою авиабазу «Инджирлик» для операций против ИГ. Турция также желает создать на границе с Сирией буферную и бесполетную зоны.

«Эта инициатива Турции не нова, она уже поднимала тему создания буферной зоны на территории Сирии. Насколько нам известно, страны НАТО выразили солидарность с Турцией в связи с терактами на ее территории и, в общем, как можно понять, позитивно относятся к этой инициативе», – говорит Борис Долгов из Института востоковедения РАН. Именно вопрос об одобрении предложения по созданию таких зон был главным для Турции, но вслед за этим может последовать наземное вторжение турецких войск в Сирию, предполагает эксперт.

Бесполетная зона в теории будет направлена против ИГ, но для Турции важнее, чтобы зона действовала и против режима президента Сирии Башара Асада, говорит Александр Шумилин из Института США и Канады РАН. В целом НАТО готово поддержать Турцию, но тут есть ряд политических сложностей – члены НАТО не одобряют действия Анкары в отношении курдов, так что Турции придется провести сложную разъяснительную работу, против кого конкретно она воюет, подчеркивает Шумилин: «Тут вся сложность – как разделить курдов, условно, на «плохих» и «хороших». И договориться, что в отношении «плохих» нужно принимать те же меры, что и в отношении ИГ». Усиление курдского национального движения рассматривается Турцией как угроза, добавляет Долгов: «В Ираке курды добились фактически создания собственного государства, в Сирии они также пользуются широкой автономией». Поэтому Анкара опасается роста аналогичных требований об автономии или даже независимости на собственной территории, резюмирует эксперт.