Оснований для вызова отца Ходорковского на допрос нет, уверены адвокаты

Новое дело об убийстве мэра Нефтеюганска не имеет перспективы, считает эксперт
На 82-летие Следственный комитет подарил Борису Ходорковскому (на фото) допрос/ JOHN MACDOUGALL/ AFP

Следственный комитет России (СКР) допросит в четверг отца Михаила Ходорковского в качестве свидетеля в связи с возобновленным расследованием убийства мэра Нефтеюганска Владимира Петухова. Об этом «Ведомостям» сообщил адвокат Бориса Ходорковского Сергей Бадамшин. Повестку принесли 4 августа в лицей «Подмосковный», основанный родителями экс-главы ЮКОСа. Следователи пришли на следующий день после годовщины смерти матери Ходорковского и дня рождения его отца, которому 3 августа исполнилось 82 года, особо отмечается в заявлении «Открытой России».

Из повестки следует, что Борис Ходорковский вызван следователем Юрием Буртовым, который вел дело Алексея Пичугина, сказал Бадамшин. «Время, место и первый свидетель, которого вызвали на допрос, показывают, что всерьез заниматься расследованием дела Петухова никто не планирует, настоящего убийцу найти задача не стоит, и уже 12 лет абсолютно невинный человек сидит за не совершенное им преступление», – полагает «Открытая Россия», а единственной задачей является оказать давление на Ходорковского и его семью. Сам бизнесмен не будет комментировать ситуацию, сказала «Ведомостям» его представитель Кюлле Писпанен. Комментарии СКР получить не удалось.

Кто виноват

Коммунисты просят компетентные органы разобраться, почему Россия проиграла в Гааге суд по делу ЮКОСа. Нужно проверить, не была ли Россия преднамеренно втянута в этот процесс «с целью хищения из бюджета средств в особо крупных размерах», говорится в запросе депутата от КПРФ Вадима Соловьева.

О возобновлении расследования дела об убийстве в 1998 г. мэра Нефтеюганска в связи с вновь открывшимися обстоятельствами СКР объявил 30 июня, сообщив, что, «по появившейся оперативной информации, в роли заказчика этого убийства и ряда других особо тяжких преступлений мог выступать непосредственно руководитель ЮКОСа Михаил Ходорковский». СКР планирует провести следственные действия, в том числе и допросы, отсутствие Ходорковского в России препятствием не станет, сказал официальный представитель СКР Владимир Маркин. Ходорковский ответил, что СКР может «изобрести еще миллион способов давления», но он продолжит заниматься общественной деятельностью. В убийстве Петухова суд в 2007 г. признал виновными главу отдела внутренней экономической безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина и вице-президента компании Леонида Невзлина, они были приговорены к пожизненному заключению (Невзлин – заочно в 2008 г.), оба своей вины не признают.

Следователь определяет круг лиц, которых считает необходимым допросить, говорит адвокат Пичугина Ксения Костромина: «Возможно, что хотят давление оказать. Бесчеловечно пожилого человека таскать на допрос по уголовному делу, которое не имеет никакого отношения ни к нему, ни к Михаилу Ходорковскому». Пичугин никаких новых показаний не давал, его адвокатов в известность о вновь открывшихся обстоятельствах не ставили, уверяет она. «Никаких оснований для вызова Бориса Ходорковского я не знаю, а гадать за Следственный комитет – неблагодарное занятие», – сказал бывший адвокат экс-главы ЮКОСа Вадим Клювгант. Возможны различные варианты развития событий, полагает профессор ВШЭ Елена Лукьянова: либо следователи будут пытаться доказать, что Ходорковский был заказчиком преступления, либо, напротив, будут искать основания для того, чтобы отпустить Пичугина, который фактически находится в заложниках.

«Дата и фигура человека, которого будут допрашивать, выбраны не случайно – вряд ли Борис Ходорковский может что-то сказать о деле, но для него это сильное переживание, как для любого законопослушного пожилого человека, который уже считал, что сына освободили и все должно было закончиться», – говорит политолог Алексей Макаркин. Исходя из той доказательной базы, что имелась и была озвучена в судах, «притянуть к этому делу Ходорковского практически невозможно», если бы могли, то сделали бы это раньше, а дело вряд ли имеет судебную перспективу, поскольку СКР надо приложить много усилий, считает эксперт. Возобновление дела – это форма психологического давления, из-за того что Ходорковский продолжает заниматься общественной деятельностью, критикует политику властей, а акционеры ЮКОСа выигрывают дела в международных судах, полагает Макаркин.