Власть и некоммерческие организации не понимают друг друга, признают чиновники
Зато поддержать социально ориентированные НКО готов бизнес
Некоммерческие организации (НКО) и власть плохо представляют себе работу друг друга, что является главным препятствием на пути к их диалогу, заявила «Ведомостям» представитель Минэкономразвития Татьяна Евлампиева по итогам прошедшей в среду конференции «Бизнес, НКО и власть в социальном партнерстве: тенденции и вдохновляющие практики». Существует большая разница между тем, как работают НКО, и как – государственная машина, пояснила чиновница: «НКО действуют оперативнее государства в решении нестандартных ситуаций: есть человек, есть его проблема, НКО эту проблему анализирует и сразу приступает к действию. Государственная система действует размеренно, зато есть возможность привлечь мощный ресурс».
Этот вывод подтвердило и исследование, проведенное центром «Сопричастность» при поддержке близкого к Кремлю фонда ИСЭПИ. Опрошенные социологами эксперты из Москвы и пяти регионов назвали главными проблемами социального партнерства отсутствие доверия между его участниками, непрозрачность проектов НКО и системы грантовой поддержки, недостаточную готовность к сотрудничеству, сообщила «Ведомостям» исполнительный директор «Сопричастности» Татьяна Бачинская.
Бизнес поможет
Тем не менее государство продолжит курс на поддержку социально ориентированных НКО, заверила Евлампиева участников конференции: «Несмотря на напряженность общей ситуации, регионы ежегодно выделяют средства на поддержку НКО, превышая планку в 5%, определенную условиями минимального софинансирования. В идеале мы хотим прийти к тому, чтобы поддержку таких организаций полностью взяли на себя регионы». Роль бизнеса в контексте отношений НКО с властью пока не обсуждалась, но препятствий для этого нет, уверена Евлампиева.
Бизнес уже готов вкладываться в НКО социальной направленности, заявил на конференции член правления «Нестле Россия» Андрей Бадер. По его мнению, по отношению к социальным программам в обществе все еще существует постсоветский скептицизм: «Сейчас это настроение постепенно уходит, что связано с формированием среднего класса. В конце концов, социальные программы, по сравнению с рекламой, например, – гораздо более долгосрочное вложение. Они требуют больше душевных сил, чем денег. Бизнес может быть успешным, когда он создает ценности не только для своих акционеров, но и для всего общества».
Интерес бизнеса к проектам социальной направленности действительно растет и на глобальном, и на российском уровне, подтверждает замдиректора некоммерческой организации Evolution & Philanthropy Сергей Мартыщенко: «Изучая западный опыт, становится ясно, что для лидеров отраслей и секторов необходимо создание широкого спектра благ и преимуществ. У нас само обсуждение социального партнерства – уже определенный показатель развития. Но успех зависит от внутренней готовности НКО к сотрудничеству и способности договариваться о терминах».