Политика
Бесплатный
Ольга Чуракова
Статья опубликована в № 3907 от 01.09.2015 под заголовком: Обойти Москву через центр

Штрафы за нарушение ПДД должен собирать федеральный центр, считают в Госдуме

Депутаты попытаются помешать московской мэрии забрать эти полномочия себе

Единоросс Вячеслав Лысаков в ближайшее время внесет в Госдуму законопроект о создании федерального центра по штрафам на основе фото- и видеофиксации. Инициатива станет альтернативой правительственному законопроекту о передаче полномочий по взиманию штрафов по 38 видам нарушений правил дорожного движения (ПДД), фиксируемых камерами, от ГИБДД властям Москвы. Законопроект правительства был внесен в мае, московские чиновники аргументировали его необходимость тем, что ГИБДД не справляется с взиманием штрафов. Передачу полномочий пролоббировал мэр Москвы Сергей Собянин через правительство, вице-премьер Игорь Шувалов дал поручение, а МВД пришлось его исполнять, рассказывал «Ведомостям» федеральный чиновник.

В пятницу должно было состояться рассмотрение этой правительственной инициативы к первому чтению в комитете по конституционному законодательству, но его отложили и пока рассматривать не будут, «потому что наша альтернативная версия предполагает обсуждение», объяснил Лысаков. До этого передача части полномочий ГИБДД Москве уже прошла с огромными нарушениями, пример – ситуация с парковками в Москве, продолжает он. «У меня есть письмо начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД Виктора Нилова – с марта 2014 г. они успевают обработать все 100% штрафов по фото- и видеофиксации, поэтому сама причина этого законопроекта ликвидирована», – говорит Лысаков. По информации Лысакова, МВД занимает «взвешенную» позицию: замминистра Виктор Кирьянов в письме Шувалову предлагал воздержаться от дальнейшей передачи полномочий. «Фото- и видеофиксацию не нужно реализовывать в субъектах. Сейчас у них есть прямая материальная заинтересованность в получении наибольшего количества штрафных денег, и камеры ставятся везде, где только можно. Планы по сбору включаются в доходную часть бюджета», – объясняет депутат. Лысаков считает, что деньги, поступающие в регионы от штрафов, тоже можно перенаправлять в федеральный центр и дальше распределять в зависимости от количества штрафов по регионам. Сейчас регионы сами ставят камеры и потом давят на ГИБДД, чтобы штрафов было как можно больше, говорит чиновник, участвующий в обсуждении проекта Лысакова. «Москва хочет отобрать у ГИБДД функции регулятора и окончательно замкнуть сбор средств на себе, как это произошло с эвакуацией автомобилей. За ней это сделают и другие регионы – такие просьбы уже есть от Санкт-Петербурга и Татарстана», – знает собеседник. Предложение Лысакова делает сбор штрафов независимым от этого давления, при этом деньги все равно из-за кризиса оставят регионам, считает он.

Представитель департамента транспорта Москвы считает не принципиальным вопрос, кто будет выписывать штраф, но полагает, что в условиях кризиса создание новых организаций, которые могли бы этим заниматься, нецелесообразно и затратно.

Идея Лысакова правильная: если мы отдаем такие полномочия субъекту, то получим злоупотребления с его стороны, считает член Совета по правам человека Кирилл Кабанов. Любая инициатива департамента транспорта Москвы почему-то очень быстро находит поддержку и принимается в рекордные сроки, хотя все они направлены на зарабатывание денег, а не на реализацию социальной миссии, отмечает эксперт. Власть превратила сбор штрафов за нарушения ПДД в доходный бизнес, считает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. «Совершенно очевидно, что даже с минимальными полномочиями по эвакуации автомобилей город не справляется, – о нарушениях уже столько раз говорила Генпрокуратура, а воз и ныне там», – отмечает он.