Надежда Савченко может вернуться на Украину, если в Киеве признают приговор
Этого требует Конвенция о передаче осужденных лиц, считает Минюст РоссииПереговоры о выдаче Украине летчицы Надежды Савченко, обвиняемой в убийстве и незаконном пересечении границы, могут пройти только после окончания суда, пояснил в четверг Минюст России. Вопросы передачи осужденных разрешаются на основании положений Конвенции о передаче осужденных лиц 1983 г., говорится в сообщении пресс-службы ведомства. Это возможно при соблюдении ряда условий, в их числе вступление приговора в законную силу, согласие самого осужденного, а также обязательное признание Украиной решения российского суда и готовность его исполнять. При поступлении ходатайства о передаче осужденного гражданина Украины для дальнейшего отбывания наказания оно будет рассмотрено, обещают в Минюсте.
За Донбасс ответишь
ЕСПЧ коммуницировал еще одну жалобу Украины на Россию (в дополнение к трем поданным в прошлом году). Украинские власти утверждают, что Россия несет ответственность за многочисленные нарушения прав человека на территории Донецкой и Луганской областей, происшедшие с сентября 2014 г., так как де-факто они находятся под ее контролем.
«Они публично озвучили условия, при которых отдадут Надежду», – поясняет адвокат Савченко Марк Фейгин. Он уверен, что главным условием является факт признания приговора – так Россия страхуется от обжалования приговора в Европейском суде по правам человека: по логике российских властей, признание приговора равносильно признанию вины и делает ничтожными любые претензии в международных инстанциях. На самом деле это совсем не так, уверен защитник, но главное сейчас – «вытащить» Савченко. По словам Фейгина, он уже обсудил с ней возможность подачи заявления о передаче для отбывания наказания на родине и получил согласие. Адвокат уверен, что отбывать наказание на Украине она не будет: есть множество правовых способов изменить приговор, включая УДО и амнистию. С другой стороны, это может затруднить передачу Украине политзаключенных Олега Сенцова и Александра Кольченко, признает он. Но это уже вопрос договоренностей, которые будут достигнуты политиками, добавляет адвокат: по его убеждению, разъяснения Минюста не случайно появились после переговоров на высшем уровне в США.
В кулуарах Генассамблеи ООН судьба Савченко не обсуждалась, возражает пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков: «По всей видимости, были вопросы, возможно ли это юридически, и они допустили такую юридическую возможность, но опять же пока мы не можем предсказать, как будет развиваться дальше этот судебный процесс, и тем более не можем вмешиваться» (цитата по «РИА Новости»).
Передача осужденного для отбывания наказания государству, гражданином которого он является, достаточно распространенная процедура и для ее применения не обязательно даже признание всеми сторонами упомянутой конвенции, говорит профессор МГИМО Александр Волеводз. Он напоминает, что в рамках двустороннего соглашения Катар выдал России двух сотрудников спецслужб, приговоренных к пожизненному заключению за убийство экс-президента Чечни Зелимхана Яндарбиева. Теоретически Украина могла бы потребовать выдачи Савченко, рассуждает эксперт: это может быть сделано, если преступление совершено на территории государства, добивающегося экстрадиции. Но для этого против нее должны были возбудить расследование, а до недавнего времени украинские власти дел по событиям на юго-востоке страны не возбуждали, отмечает Волеводз. Видимо, в деле Савченко политика была важнее конкретного результата, констатирует он. По российскому УК ей грозит до 25 лет лишения свободы, по украинскому – только 15. В соответствии с конвенцией украинские власти обязаны конвертировать вынесенный приговор применительно к национальным санкциям, не снижая их. Но ничто не мешает им издать акт об амнистии или помиловании, заключает эксперт.