Активность националистов в России снижается, считают правозащитники

Но после ухода в тень украинской темы может начаться новый поиск врагов
Митинги радикал-националистов становятся немногочисленными/ М. Стулов/ Ведомости

Активность националистов уменьшается, но это временное явление, а новым вызовом становится «Исламское государство» (ИГ, запрещенная в России организация), говорится в докладе «Агрессивная ксенофобия и национализм в России» Московского бюро по правам человека. Митинги радикал-националистов становятся немногочисленными, стало меньше рейдов. В связи с патриотическими настроениями и событиями на Украине протестные настроения перераспределились, они стали антизападными, часть националистов уехала воевать в Донбасс на той или иной стороне, комментирует руководитель бюро Александр Брод. Среди новых тенденций – активность ИГ, поскольку идет рост числа добровольцев: по официальным данным, это 2000 человек, эксперты считают, что их до 5000 человек. «В связи с операцией в Сирии есть вероятность, что ИГ объявит войну России, поэтому уже сейчас в школах начались профилактические мероприятия», – говорит Брод. Продолжается тенденция к снижению числа нападений и убийств на почве ксенофобии, но это может измениться к концу года, поскольку украинская тема будет сходить, а протестные настроения – нарастать, полагает правозащитник: в частности, к митингам на социальную тему могут примыкать и радикалы.

Драйверами роста ксенофобии по-прежнему выступают отсутствие доверия к политическим структурам, дисфункция социальных институтов и низкий уровень гражданской активности, считают авторы доклада, а значит, может начаться поиск новых «врагов». Но и борьба против ксенофобии стала пониматься расширительно: не только наказывают реальных экстремистов, но и записывают во враги «носителей иных политических взглядов (демократов и либералов)», говорится в исследовании. Власти использовали элементы религиозной и этнонациональной мобилизации для укрепления своих позиций, полагают авторы доклада. Была использована наступательная риторика, которая противопоставляла культуру России «западной бездуховности», а такая трактовка таит риски для укоренения ксенофобских настроений в отношении Европы и США: примером такой акции может служить митинг «Мы не Charlie» в Грозном.

Неверно говорить, что националисты затаились, это затишье поневоле, поскольку движение находится в кризисе, полагает директор центра «Сова» Александр Верховский, нападений стало меньше, зато увеличилась боевая подготовка: «Националисты, естественно, хотят примкнуть к протестам, но пока это им никак не помогало». Снижение уровня ксенофобии связано с событиями на Украине, говорит эксперт, поскольку граждане переключились на другой объект неприятия. Как повлияют действия наших военных в Сирии на настроения в России – говорить пока рано, считает Верховский: «Если бы все длилось неделю и ограничилось бомбардировками, то ничего бы не было. Но есть риск ответных действий, а если начнутся теракты, то не известно, на кого озлобятся граждане – на сирийцев, мусульман или Путина».