Boeing MH17 сбит более современной боевой частью «Бука»

Расследование Нидерландов расходится с версией «Алмаз-Антея» со старой БЧ ракеты 9М38

На авиабазе Гильзе-Риен в Нидерландах состоялась пресс-конференция, посвященная публикации финального доклада Совета по безопасности Нидерландов (DSB) о технических причинах крушения на востоке Украины Boeing 777 рейса MH17 авиакомпании Malaysia Airlines. Основной вывод расследования противоречит обнародованной сегодня же версии "Алмаз-Антея": боевая часть (БЧ) ракеты была нового типа - 9Н314М.

В ангаре авиабазы на каркасе, имитирующем шпангоуты передней части фюзеляжа, собраны панели обшивки Boeing с отверстиями от поражающих элементов, внутри каркаса - фрагменты интерьера, в том числе кресел пассажиров. Пресс-конференцию ведет председатель DSB Тиббе Юстра.

Перед началом конференции Юстра саркастически назвал "интересными" результаты представленного сегодня в Москве анализа картины поражения Boeing, смоделированного концерном "Алмаз-Антей". "Особенно интересно, когда люди говорят, что не согласны с [нашим] докладом, когда до его обнародования еще полчаса", - отметил председатель DSB.

Юстра начал с того, что подтвердил: малазийский Boeing сбит ракетой "земля - воздух" комплекса "Бук" российского производства. Область возможного расположения огневой позиции - 320 кв. км, обломки самолета разлетелись на 50 кв. км. Взрыв БЧ произошел близ носовой части таким образом, что кабина пилотов оторвалась сразу, а остальной самолет падал, разрушаясь в воздухе.

Далее он констатировал, что власти Украины не дали адекватной оценки риска и не обеспечили безопасность своего воздушного пространства для гражданских самолетов: после MH17 через эту зону пролетели 160 рейсов. "Никто [из авиакомпаний] не предполагал угрозы гражданским воздушным судам", - заявил Юстра. По его словам, во время трагедии поблизости от малазийского Boeing летели еще три самолета. 

По словам председателя комиссии, вывоз обломков с места крушения проходил "сложно", однако все материалы подтверждают версию с "Буком". Он указал, что версия, согласно которой пассажирский Boeing сбила ракета "воздух - воздух" (на ней настаивает Следственный комитет России), является несостоятельной. "Высокоэнергетические" осколки боевой части ракеты нашли в телах пилотов и в элементах конструкции; следы краски на них соответствуют БЧ "Бука".

Завершая пресс-конференцию, Юстра заявил, что DSB "тщательным образом изучил комментарии со стороны Российской Федерации". Ответы на них изложены в приложении к докладу. Журналисты не смогли задать свои вопросы.

Сокращенная версия доклада опубликована. На первой же странице говорится, что причиной катастрофы был "подрыв боевой части 9Н314М ракеты серии 9М38, запущенной с ПУ зенитно-ракетного комплекса "Бук". Это расходится с версией концерна "Алмаз-Антей": там настаивают, что БЧ была старого типа, без двутавровых (похожи на катушку или бабочку) поражающих элементов. "Найденные в самолете и в телах трех членов экипажа осколки были главным образом из нелегированной стали. Они имели форму куба и бабочки. Количество попаданий, их распределение и форма найденных высокоскоростных объектов соответствуют характеристикам готовых поражающих элементов в боевой части модели 9Н314М", - говорится в докладе. Ранее гендиректор российского концерна, рассказывая о расследовании Нидерландов, заявил: "Единственным непонятным для нас после этих двух экспериментов остается наличие поражающих элементов ракеты 9М38М1 в форме двутавра среди вещественных доказательств, приобщенных к материалам расследования".

Расследование в Нидерландах показало, что ракета приблизилась к самолету практически встречным курсом. Это также противоречит результатам натурного моделирования "Алмаз-Антея": концерн пришел к выводу, что ракета шла пересекающимся курсом. 

Родственники жертв до официальной презентации первыми получили копии технического доклада и сопровождающих материалов. Специалисты заверили их, что смерть всех пассажиров рейса была мгновенной и безболезненной. Им сообщили также, что в телах пилотов были найдены поражающие элементы боевой части "Бука".

Совет по безопасности Нидерландов сегодня обнародовал финальный доклад о причинах крушения на востоке Украины Boeing рейса MH17 авиакомпании Malaysia Airlines. Уголовное расследование для установления вины в крушении конкретных лиц ведет международная группа следователей, результаты будут опубликованы в начале 2016 г.