Дмитрий Песков фактически поддержал Рамзана Кадырова

Заявления главы Чечни могут расценить как руководство к действию, допускают эксперты
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков/ Е. Разумный/ Ведомости

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков впервые прокомментировал журналистам слова главы Чечни Рамзана Кадырова об оппозиции, вызвавшие публичный скандал. Песков подчеркнул, что в заявлении Кадырова речь идет о внесистемной оппозиции, о «тех, кто находится вне легитимного политического поля страны»: «Это те, кто в своей деятельности не остаются в рамках закона и готовы его нарушать, в том числе и во вред стране». По словам Пескова, такие люди «как минимум не способствуют стабильности и процветанию» России.

Ранее глава Чечни назвал представителей внесистемной оппозиции врагами народа и предателями, которые пытаются «нажиться на сложной экономической ситуации». Позже в соцсетях он уточнил, что имел в виду тех, кто уехал из России «и оттуда поливает грязью и клевещет на нашу страну»: «Они угрожают России, ездят в США, столицы стран Европы, подсказывают, какие ввести санкции, чтобы подорвать экономику, безопасность, стабильность России». А председатель парламента Чечни Магомед Даудов назвал тех, кого имел в виду Кадыров: Виктор Шендерович, Илья Яшин, Алексей Венедиктов и др.

В пятницу в Грозном пройдет митинг в поддержку Кадырова. Его пресс-секретарь Альви Каримов сказал «Ведомостям», что заявка подана на 750 000 человек. Председатель Совета профсоюзов Чечни Хусайн Солтагереев говорит, что митинг пройдет под лозунгом «В единстве – наша сила», а акция проводится, чтобы не дать раскачать ситуацию в преддверии выборов в Госдуму в условиях тяжелой экономической ситуации.

Кремль не может вернуть Кадырова в правовое поле, считает зампред «Парнаса» Илья Яшин: «Его поведение разоблачает миф о вертикали власти – один из регионов возглавляет человек, угрожающий не только оппозиции, но и сотрудникам силовых органов. Такие заявления Кадыров воспринимает как признак слабости, что приводит к еще большей дерзости». Невмешательство властей Яшин называет «попустительством боевикам, которые уже убили Немцова и не собираются останавливаться».

Песков сохраняет свободу маневра, а его невмешательство в ситуацию многие расценивают как поддержку Кадырова, хотя по сути это ожидание дальнейших его шагов, говорит политолог Михаил Виноградов: «Чтобы трансформировать отказ от осуждения в поддержку, Кадырову еще надо приложить усилия, хотя, возможно, это максимум, на что он может рассчитывать». Песков путает понятия легальности и легитимности, замечает политолог Константин Калачев, но своими словами он дал право Кадырову решать, кто находится в легальном, а кто в нелегальном поле: «Видимо, главный закон страны – не Конституция, а мнение Кадырова». Калачев этим не удивлен, поскольку Кадыров оглашает то, «что думают некоторые представители истеблишмента, но не могут сказать вслух»: «Закладывается мина замедленного действия, радикализм высказываний главы Чечни, отношение к которым неоднозначно, может нарастать. Это оправдано только как отвлечение внимания от экономических проблем, но это слишком заумно». Калачев готов поверить, что «опричниками могут оказаться мусульмане»: «Некоторые горячие головы могут воспринять эти слова как призыв к действию, давайте вспомним убийство Немцова».