Наступление правительственной армии может привести к срыву межсирийских переговоров
Сирийские оппозиционеры уже грозятся покинуть Женеву
Сирийская армия, по сообщению «РИА Новости», деблокировала во вторник находившиеся в осаде почти четыре года города Нубболь и Захра – севернее второго по величине города страны Алеппо. В результате изолированными от снабжения из Турции оказались отряды «Джабхат аль-Нусра» (запрещена в России), «Ахрар аль-Шам» и ряда других организаций. Сирийская армия вела бои и с боевиками «Исламского государства» (запрещено в России) восточнее Алеппо. Наступлению предшествовали активные удары с воздуха самолетов российской авиабригады особого назначения. По словам полковника запаса Виктора Мураховского, целями наступления могут быть продвижение к турецкой границе и соединение с отрядами сирийских курдов на востоке, что поставит под угрозу позиции боевиков на северо-западе Сирии. Наступление стало возможным после того, как с помощью российских инструкторов были обучены, а с помощью российских поставок вооружены свежие штурмовые подразделения сирийской армии.
«Ключевой пункт, чтобы прекращение огня работало, – это задача перекрытия контрабанды через турецко-сирийскую границу, которая подпитывает боевиков. Без перекрытия трудно рассчитывать, что прекращение огня состоится», – заявил в среду министр иностранных дел России Сергей Лавров на пресс-конференции в Омане. По поводу оппозиции из «списка Эр-Рияда» он отметил, что «некоторые члены этой группы слишком избалованы своими спонсорами, прежде всего нашими турецкими соседями». Такое условие для оппозиции неприемлемо и, если ее требование о снятии блокады с городов и о доставке гуманитарных грузов не будет выполнено, оппозиция будет готова покинуть переговоры в Женеве, заявил «Ведомостям» представитель Сирийского национального совета Махмуд Хамза: «[Президент Сирии] Асад давит не террористов, а умеренную оппозицию на земле и через это на переговорах, причем в Алеппо сражаются одни наемники и российская авиация, которые все стирают с лица земли. Это преступление против сирийского народа».
Небо закрыто
Лавров использовал это заявление в своей игре, говорит профессор НИУ ВШЭ Андрей Коротаев: «Это средство давления – заранее неприемлемое условие, на которое оппозиция вряд ли пойдет, – нужно России, чтобы можно было отыграть назад в будущем. Так же разыгрывалась карта организации «Джейш аль-Ислам», которую Россия считает террористической и с которой отказывалась разговаривать, но в итоге ее представители были допущены в Женеву в обмен на что-то другое». Тактика правительства Сирии на переговорах предсказуема, считает эксперт: «Асад не будет отступать на поле боя или смягчать позицию на переговорах до тех пор, пока не натолкнется на труднопроходимую линию обороны. Зачем ему останавливаться в обмен на туманные и скорее проигрышные перспективы, пока ему сопутствует успех? Это напоминает события в Дебальцеве: пока шло наступление правительственных войск, [президент Украины] Порошенко переговоры затягивал, но когда оно выдохлось и ополченцы перешли в наступление, в Киеве срочно потребовали переговоров». Но страны, поддерживающие сирийскую оппозицию, будут оказывать давление на Асада «по всем возможным каналам», полагает Коротаев.