Индонезия может купить у России 10 истребителей Су-35 уже в марте

Иран тоже проявляет интерес к «Сухим», но закупки возможны не ранее 2020 года
Индонезия, а в перспективе и Иран могут стать покупателями российских тяжелых истребителей марки «Су»/ М. Стулов/ Ведомости

Министр обороны Индонезии Рьямизард Рьячуду заявил в среду, что в марте может посетить Москву и подписать контракт на закупку 10 истребителей Су-35, сообщило издание Defenseworld.net со ссылкой на индонезийские СМИ. Это заявление прозвучало в ходе визита в Индонезию секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева, который обсуждал и вопросы военно-технического сотрудничества, подтверждает менеджер предприятия авиапромышленности, знакомый с ходом переговоров. В прошлом году индонезийская сторона уже публично заявляла о планах закупки 12 истребителей Су-35, но сейчас в силу ряда финансовых обстоятельств решено ограничиться закупкой 10 машин. Российские истребители заменят в составе ВВС Индонезии американские истребители F-5, чей срок службы подходит к концу, говорит собеседник «Ведомостей». Поскольку Индонезия ищет новые машины для замены F-5 в двух эскадрильях, не исключено, что в дальнейшем закупки Су-35 будут продолжены. С 2002 г. Индонезия закупила и активно эксплуатирует в общей сложности 15 истребителей Су-27 и Су-30МК2, а Су-35 является наиболее современной модификацией машины этого семейства. Представитель «Рособоронэкспорта» от комментариев воздержался.

В среду же агентство Associated Press сообщило, что министр обороны Ирана Хосейн Дехган сообщил о планах производства в Иране по лицензии российских истребителей Су-30 и сказал, что переговоры об этом ведутся с российской стороной. Представитель «Рособоронэкспорта» от комментариев по этому вопросу также воздержался. Иран обладает относительно многочисленными, но устаревшими военно-воздушными силами, основу которых составляют американские боевые самолеты F-4, F-5 и F-14 еще шахских времен, поставленные до революции 1978 г., а также советские и французские самолеты Су-22, Су-24, Су-25, МиГ-29 и Mirage F1, перелетевшие в 1990 г. из Ирака перед операцией «Буря в пустыне». Кроме того, в 90-е гг. Иран успел купить небольшое количество (примерно по 20 единиц) истребителей МиГ-29 в России и F-7 (копия МиГ-21) в Китае. По словам замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, в секторе тяжелых истребителей Иран фактически не имеет альтернативы российским машинам типа Су-30 и Су-35. Аналогичные машины, копии Су-27, из незападных стран производит только Китай, но они ни разу не экспортировались и вряд ли составят конкуренцию, а западные и зависимые от Запада страны, несмотря на достигнутое соглашение по иранской ядерной программе (ИЯП), не станут продавать боевые самолеты Ирану. В то же время согласно условиям соглашения по ИЯП поставки Ирану такого оружия, как боевые самолеты, фактически возможны лишь с 2020 г., напоминает Макиенко: до этого поставки возможны с согласия Совбеза ООН, но США уже заявили, что будут блокировать такие контракты.