Прокуратура Крыма требует признать экстремистским и запретить меджлис крымских татар

В организации удивлены, что это не произошло гораздо раньше
В иске говорится, что согласно положению о меджлисе одной из его целей является восстановление национальных и политических прав крымскотатарского народа/ Д. Абрамов/ Ведомости

Прокуратура Крыма подала иск в Верховный суд республики о признании деятельности меджлиса крымскотатарского народа экстремистской и запрете организации. Копию иска вручили зампреду меджлиса Нариману Джелялову. В иске говорится, что согласно положению о меджлисе одной из его целей является восстановление национальных и политических прав крымскотатарского народа, для достижения этого организация добивается определения статуса Крыма в составе Украины по национально-территориальному признаку. В декларации о национальном суверенитете крымскотатарского народа устанавливаются преимущества крымскотатарского народа «перед другими лицами по признакам национальности», считает прокуратура. Кроме того, меджлис дестабилизирует ситуацию в Крыму, в частности проводя энергоблокаду Крыма, и провоцирует этнический национализм, сказано в иске. Претензии предъявляются и лично председателю меджлиса Рефату Чубарову, которого обвиняют в сепаратизме: если руководитель организации призывает к экстремизму и в отношении его есть соответствующее решение суда, то в течение пяти дней организация должна выразить несогласие с его словами, иначе ее деятельность может быть признана экстремистской, напоминает прокуратура.

В документе перечислены события «в вольной трактовке», на основании которых прокуратура требует признать организацию экстремистской, говорит Джелялов: «Мы удивлены, что это не произошло раньше. В иске все время ссылаются на Рефата Чубарова, т. е. прокуратура трактует деятельность членов меджлиса на Украине как деятельность всего меджлиса, хотя никаких документов по этим поводам организация не принимала».

Довод о том, что меджлис считает Крым украинским, странный, говорит руководитель центра «Сова» Александр Верховский: «Крымские власти пытались создать провластную крымскотатарскую организацию, им это удалось, и они надеялись, что у меджлиса исчезнет поддержка, но это не получилось». Нормы об особом статусе «титульных» народов есть в документах многих национальных республик в России, напоминает эксперт, и если в документах меджлиса речь о том же, то «это не следует рассматривать как экстремизм». Блокада под экстремистское законодательство тоже не подпадает, поскольку она была организована на Украине. Но после возбуждения дела о сепаратизме в отношении Чубарова организация должна была в течение пяти дней от его заявлений отмежеваться, подтверждает Верховский: «Этот аргумент очень редко используют – в частности, так была запрещена деятельность Национально-державной партии и Общества российско-чеченской дружбы».