Власти Германии вновь пытаются запретить праворадикальную партию
Но кризис с беженцами в Европе добавляет очков более респектабельным правым
В Федеральном конституционном суде Германии в городе Карлсруэ во вторник начались слушания по делу о запрете Национал-демократической партии Германии (НДПГ). Представительство немецких федеральных земель (бундесрат) при поддержке правительства канцлера Герхарда Шрёдера предлагало запретить правоэкстремистскую партию еще в 2003 г., однако суд отклонил иск, после того как стало известно, что руководящие позиции в партии занимали агенты Ведомства по охране конституции (спецслужба ФРГ). Решение о запрете конституционный суд может вынести, если две трети судей посчитают, что идеология и деятельность партии направлены на подрыв демократических основ государства. «Они хотят не НДПГ запретить, а создать прецедент. В Карлсруэ на скамье подсудимых будет сидеть не наша партия. К позорному столбу будет поставлен любой, кто высказывает критику по поводу того, что партии власти считают для себя неприкосновенным», – говорится в сообщении на официальном сайте НДПГ.
НПДГ выступает за смену политической и общественной системы Германии на основе праворадикальной идеологии. Партия была основана в 1964 г. в Западной Германии, самым большим ее успехом стали выборы земельного парламента в Саксонии, где она получила 9,2% в 2004 г. В настоящее время НДПГ представлена только в одной земле, Мекленбурге – Передней Померании, а в бундестаг не проходила ни разу.
НДПГ любит Россию
Небольшой популярностью НДПГ пользуется лишь на востоке Германии, почвой для этого служит историческое прошлое этих земель, считает руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов: «Поддержка НДПГ в Саксонии или Мекленбурге – Передней Померании – это плоды ГДР. На западе в послевоенный период воспитывалась непримиримость к идеям превосходства или неравенства, а в Восточной Германии – дух пролетарского интернационализма, однако такого анализа исторического прошлого в духе освобождения от нацизма и покаяния, как на западе, там не произошло». При этом в СССР НДПГ открыто называлась неонацистской партией.
Бундесрат выдвинул предложение о повторном рассмотрении возможности запрета НДПГ в 2012 г., за несколько лет до того, как Германию захлестнула волна беженцев, поэтому напрямую эти два события не связаны, считает Белов: «Начало суда именно сейчас – совпадение, а не попытка властей прижать правые силы на фоне кризиса с беженцами. Но обратной стороной кризиса стал рост радикальных настроений в обществе – это питательная почва для новых сторонников НДПГ. Добавятся сюда и протестные настроения – запрет партии как ограничение демократии, ведь подобное происходило в послевоенной истории лишь однажды: в 1956 г. в Западной Германии была запрещена коммунистическая партия». Необходимо проводить различие между НДПГ и общественным движением ПЕГИДА, а также партией «Альтернатива для Германии», которая более многопланова и интеллектуальна и имеет шансы пройти как в земельные парламенты в ближайшие месяцы, так и в бундестаг в 2017 г., НДПГ же партия маргинальная и представляет абсолютное меньшинство, считает эксперт.