Политика
Бесплатный
Михаил Малыхин

Минтруд предложил удвоить отчисления индивидуальных предпринимателей в Пенсионный фонд к 2021 году

Законопроект министерства – внушительный удар по предпринимательству, считают эксперты

Изменить порядок отчислений индивидуальных предпринимателей (ИП) в страховые фонды предложил Минтруд, подготовив соответствующий законопроект. Как следует из пояснительной записки, новая инициатива связана с тем, что прежний порядок отчислений признан неэффективным. В частности, за прошлый год Пенсионный фонд недосчитался почти 20 млрд руб. поступлений от самозанятых.

По прежнему закону (от 2009 г.) страховые взносы ИП с доходом до 300 000 руб. рассчитывались по формуле: размер минимального размера оплаты труда (МРОТ), помноженный на 12 месяцев и на ставку взноса (26% — для ПФР и 5,1% — для ФОМС). Самозанятые с годовым доходом более 300 000 руб. дополнительно уплачивали 1% от превышения доходов над 300 000.

Как раз с дополнительными отчислениями, по мнению экспертов Минтруда, и возникли сложности: «Действующий в настоящее время подход по определению размера страховых взносов на ОПС исходя из доходов ИП, предложенный представителями «Опоры России» и «Деловой России», осложнен был тем, что данные о доходах упомянутой категории плательщиков отсутствовали в ПФР и для этого необходимо было установить взаимодействие ПФР и налоговых органов, в которые представляют декларации о своих доходах все налогоплательщики».

Теперь же Миндруд предлагает установить к 2021 г. общую для всех ИП формулу расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: 2 МРОТ х 26% х 12 месяцев. В качестве переходного периода предлагается установить расчет формулы в 2017 г., исходя из 1,2 МРОТ, в 2018 г.– из 1,4 МРОТ, в 2019 г. – из 1,6 МРОТ, в 2020 г. – из 1,8 МРОТ. Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование предлагается уравнять с тарифом страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин считает, что подобная инициатива означает фактическое увеличение финансовой нагрузки на индивидуальных предпринимателей, что, в свою очередь, приведет к дальнейшему уходу предпринимателей «в тень» – неформальный сектор, насчитывающий более 10 млн человек, продолжит расти. Кроме того, по мнению Шубина, это ударит по самой идее предпринимательства: желающие обзавестись своим делом сто раз подумают, прежде чем решиться на подобный шаг.

Депутат Госдумы Оксана Дмитриева считает, что инициатива еще и крайне несвоевременна: на ее взгляд, в разгар кризиса это будет внушительный удар по предпринимательству.

«Законопроект официально в Минэкономразвития России не поступал, – сообщили «Ведомостям» в пресс-службе ведомства. – Однако данное предложение ранее рассматривалось на совещании в правительстве». В Минэкономразвитии напоминают, что до 2018 г. действует мораторий на рост страховых платежей и указанное поручение необходимо исполнять.

«Выдвижение дополнительных инициатив, связанных с повышением нагрузки на одну из самых уязвимых групп предпринимателей – микропредприятия, которые фактически обеспечивают самозанятость населения, в условиях действия негативной экономической ситуации является недопустимым», – считают в министерстве.

"Инициатива может привести к тому, что сотни тысяч предпринимателей, которые сейчас работают, обеспечивают себя, семьи и наемных работников, ничего не просят у государства, прекратят свою деятельность (причем наибольшая нагрузка ляжет на ИП с наименьшим доходом, самых «бедных»)", – говорит директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России Максим Паршин. Эксперт полагает, что упоминаемые в законе предприниматели и их работники выйдут на рынок труда, еще более увеличив безработицу.

«Неясно, что Минтруд предлагает взамен, – говорит Паршин. – Регистрацию в центрах занятости населения?» Чиновник считает, что достойную работу этим людям предложить не смогут: «Число вакансий, которые есть в распоряжении служб занятости, упало за полтора года в два раза (с 2,4 до 1,2 млн). Причем предлагаемая зарплата по этим вакансиям в два раза ниже средней по экономике. Деятельность служб занятости фактически редуцирована на выплаты пособия по безработице (от 850 до 4900 руб. в месяц). Результат: рост бюджетных расходов, который парадоксальным образом будет связан с ростом бедности и социальной напряженности. Предложение, с нашей точки зрения, крайне недальновидное и опасное».