От «абсолютно возмутительного хулиганства» до «самопиара правозащитников»

Москва и Грозный обменялись версиями нападения на журналистов в Ингушетии
Одиночные пикеты в защиту журналистов прошли в четверг у администрации президента/ Е. Разумный/ Ведомости

Владимир Путин поручил МВД выяснить обстоятельства нападения на журналистов и правозащитников, которое произошло в среду вечером на границе Ингушетии и Чечни. Об этом сообщил в четверг пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. По его словам, происшедшее «абсолютно возмутительно, это абсолютное хулиганство».

Нападение на правозащитников сводной мобильной группы (СМГ) Комитета по предотвращению пыток (КПП) и журналистов, которые находились в пресс-туре по Чечне, произошло на федеральной трассе «Кавказ» в Сунженском районе Ингушетии. Их микроавтобус, в котором было девять человек – юрист и пресс-секретарь КПП, водитель и шесть журналистов, в том числе из Швеции и Норвегии, – подрезала другая машина, люди в масках разбили окна, стали вытаскивать журналистов и избивать палками, после чего микроавтобус подожгли, рассказал корреспондент «Медиазоны» Егор Сковорода. Он отметил, что после приезда в Грозный за ними велась слежка. Четверо потерпевших в четверг находились в медучреждениях Сунженского района, больше других пострадали водитель и норвежский журналист. Почти сразу после этого нападения неизвестные проникли в офис КПП в ингушском Карабулаке.

В Москве проходят одиночные пикеты в поддержку избитых на границе Чечни и Ингушетии журналистов

На место преступления прибыл глава МВД Ингушетии Александр Трофимов, которому вместе с начальником ГУ МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу Сергеем Ченчиком глава МВД России Владимир Колокольцев поручил принять меры по установлению и задержанию нападавших. Уголовные дела возбуждены по ст. 167 (умышленное уничтожение или повреждение имущества) и ст. 213 (хулиганство) УК.

Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров назвал нападение провокацией и заявил о необходимости расследовать его в кратчайшие сроки. Он подчеркнул, что журналисты и правозащитники должны иметь возможность беспрепятственно осуществлять свою деятельность, но в то же время посоветовал последним согласовывать «всю свою деятельность на территории Ингушетии с уполномоченным по правам человека».

Никаких причин полагать, что нападение совершили жители Чеченской Республики, нет, сказал «Ведомостям» пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов: «Надо разобраться, ради чего, во имя чего, из-за чего это было сделано». А чеченский омбудсмен Нурди Нухажиев полагает, что нападение является самопиаром руководителя КПП Игоря Каляпина.

КПП в Грозном

В декабре 2014 г. офис Комитета против пыток в Грозном был подожжен, а в июне 2015 г. был разгромлен и новый офис организации. По словам Каляпина, нападавшие до сих пор не установлены.

Пресс-тур был организован, чтобы показать работу СМГ в Чечне и дать возможность журналистам пообщаться с потерпевшими, чьи дела ведут юристы КПП, поясняет Каляпин. За нападением стоят те же люди, которые разгромили офис комитета в Грозном (см. врез), полагает он. По его словам, недавно один из сотрудников КПП, житель Чечни, был задержан начальником полиции Грозного и его доставили к спикеру парламента Чечни Магомеду Даудову: «Нашим сотрудникам удалось установить, куда его увезли, они прибыли на место. Даудов им сказал, что наш задержанный сотрудник больше у нас не работает. Понятно, что на человека надавили». Рамзан Кадыров пытается «запугать журналистов, которые, по его мнению, должны сидеть в своих регионах и писать про Чечню то, что рассказывает кадыровская пресса», резюмирует Каляпин.

Для Кадырова такое нападение – это шаг устрашения на территории Ингушетии, считает политолог Алексей Макаркин. Кадыров пытается оказывать влияние в соседней республике и имеет виды на Ингушетию, отношения с Евкуровым у него напряженные, напоминает эксперт: последний конфликт возник после того, как Евкуров потребовал отставки местного муфтия Исы Хамхоева, а Кадыров муфтия публично поддержал, хотя «позже напряженность была немного снята».

Политолог Алексей Малашенко считает, что нападение могли совершить «отморозки, которые реагируют на заявления Кадырова, они решили показать, как его поддерживают». «Судя по заявлениям Нухажиева, возможно, они не были готовы к такой акции, ощущение, что им приходится оправдываться. К тому же Путин заявил, что в ситуации надо разобраться», – говорит эксперт. Кадыров считает, что его вседозволенность дает возможность действовать не только в Чечне, но и в Ингушетии, Москве, на Украине, в Сирии, полагает главный редактор «Кавказского узла» Григорий Шведов: «У него есть ощущение, что все возможно, но только в рамках общеполитического вектора. Это акция устрашения, при этом, понимая, что скоро должно произойти переназначение, подстелили соломку – нападение было совершено в нескольких сотнях метров от границы с Чечней». Это очередной вызов отношениям Кадырова с Евкуровым, «только если ингушским силовикам заранее не было известно об операции», полагает Шведов.