Статья опубликована в № 4036 от 18.03.2016 под заголовком: Избиратель в сеть не идет

Элитные договоренности на выборах эффективнее, чем агитация

Политтехнологи оценили основные инструменты будущей избирательной кампании
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Эксперты не ждут «технологической революции» на грядущих выборах. Гипотеза о наличии в России «партии телевизора» (сторонники власти) и «партии интернета» (приверженцы оппозиции) не подтверждается, следует из проведенного комитетом по политтехнологиям при Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) исследования «Инструменты избирательной кампании». Прямая зависимость между каналами коммуникации и степенью оппозиционности избирателей отсутствует, свидетельствуют данные опроса более 100 политтехнологов, 60% из которых не имеют идеологических предпочтений и работают с разными политическими силами.

Самыми эффективными инструментами политтехнологи считают элитные переговоры, агитацию «от двери к двери» и в традиционных медиа (см. таблицу), а вот использование соцсетей и интернета в целом не тянет даже на тройку. При этом партия власти, парламентская и непарламентская оппозиция демонстрируют примерно одинаковый уровень использования информационных технологий, хотя непарламентская оппозиция активнее всего во «В контакте» и в «Одноклассниках», парламентская облюбовала YouTube, а партия власти тяготеет к Facebook. По эффективности интернет-присутствия партий в сети лидируют «Единая Россия» (наиболее активно осваивает новые коммуникационные инструменты), «Яблоко» и ЛДПР, в технологическом плане лучший сайт у КПРФ. У 20 партий своих сайтов нет вообще. «У «Парнаса» работающих предложений тоже нет, – констатирует принимавший участие в исследовании Андрей Максимов из «Максимов консалтинга». – Есть лично у Навального многопрофильный мобильный медиахолдинг и игра «Демократия», но у партии под руководством Касьянова я ничего не нашел».

Прогресс в сфере электронной коммуникации сдерживают законодательные ограничения на обработку персональных данных, констатирует вице-президент РАСО Евгений Минченко. В США участники политического процесса используют детализированные базы данных избирателей, которые содержат информацию не только о политических пристрастиях конкретного гражданина, но и о его финансах, покупках и проч. В России (как и в странах Евросоюза) это невозможно, а без микротаргетирования резко падает эффективность новых средств коммуникации.

«Административный ресурс, который авторы исследования красиво называют «элитными переговорами», и телевидение – это действительно два лома, против которых нет приема», – соглашается зампред «Парнаса» Илья Яшин. Но и эффективность соцсетей, по крайней мере в крупных городах, не стоит недооценивать, «от двери к двери» – это не только когда агитатор по квартирам ходит, добавляет он: «Мы довольно успешно используем вариации, успешные кампании Немцова в Ярославле и Навального в Москве это подтверждают». Партия вынуждена ограничиться присутствием в сети, когда традиционные каналы контакта с избирателем перекрыты, отмечает зампред «Парнаса» Константин Мерзликин: «Это не вопрос выбора, это то, чем мы располагаем».

Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов говорит, что самым эффективным становится смешанное использование разных технологий: сейчас без колл-центра даже встречу с избирателями не проведешь, тем более глупо было бы отрицать роль интернета. В то же время позволить себе тотальную агитацию «от двери к двери» может только партия власти – даже у КПРФ такого ресурса нет, база активистов уже не та, что в начале 90-х, признает коммунист.

Читать ещё
Preloader more