Политика
Бесплатный
Анастасия Корня
Статья опубликована в № 4036 от 18.03.2016 под заголовком: Избиратель в сеть не идет

Элитные договоренности на выборах эффективнее, чем агитация

Политтехнологи оценили основные инструменты будущей избирательной кампании

Эксперты не ждут «технологической революции» на грядущих выборах. Гипотеза о наличии в России «партии телевизора» (сторонники власти) и «партии интернета» (приверженцы оппозиции) не подтверждается, следует из проведенного комитетом по политтехнологиям при Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) исследования «Инструменты избирательной кампании». Прямая зависимость между каналами коммуникации и степенью оппозиционности избирателей отсутствует, свидетельствуют данные опроса более 100 политтехнологов, 60% из которых не имеют идеологических предпочтений и работают с разными политическими силами.

Самыми эффективными инструментами политтехнологи считают элитные переговоры, агитацию «от двери к двери» и в традиционных медиа (см. таблицу), а вот использование соцсетей и интернета в целом не тянет даже на тройку. При этом партия власти, парламентская и непарламентская оппозиция демонстрируют примерно одинаковый уровень использования информационных технологий, хотя непарламентская оппозиция активнее всего во «В контакте» и в «Одноклассниках», парламентская облюбовала YouTube, а партия власти тяготеет к Facebook. По эффективности интернет-присутствия партий в сети лидируют «Единая Россия» (наиболее активно осваивает новые коммуникационные инструменты), «Яблоко» и ЛДПР, в технологическом плане лучший сайт у КПРФ. У 20 партий своих сайтов нет вообще. «У «Парнаса» работающих предложений тоже нет, – констатирует принимавший участие в исследовании Андрей Максимов из «Максимов консалтинга». – Есть лично у Навального многопрофильный мобильный медиахолдинг и игра «Демократия», но у партии под руководством Касьянова я ничего не нашел».

Прогресс в сфере электронной коммуникации сдерживают законодательные ограничения на обработку персональных данных, констатирует вице-президент РАСО Евгений Минченко. В США участники политического процесса используют детализированные базы данных избирателей, которые содержат информацию не только о политических пристрастиях конкретного гражданина, но и о его финансах, покупках и проч. В России (как и в странах Евросоюза) это невозможно, а без микротаргетирования резко падает эффективность новых средств коммуникации.

«Административный ресурс, который авторы исследования красиво называют «элитными переговорами», и телевидение – это действительно два лома, против которых нет приема», – соглашается зампред «Парнаса» Илья Яшин. Но и эффективность соцсетей, по крайней мере в крупных городах, не стоит недооценивать, «от двери к двери» – это не только когда агитатор по квартирам ходит, добавляет он: «Мы довольно успешно используем вариации, успешные кампании Немцова в Ярославле и Навального в Москве это подтверждают». Партия вынуждена ограничиться присутствием в сети, когда традиционные каналы контакта с избирателем перекрыты, отмечает зампред «Парнаса» Константин Мерзликин: «Это не вопрос выбора, это то, чем мы располагаем».

Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов говорит, что самым эффективным становится смешанное использование разных технологий: сейчас без колл-центра даже встречу с избирателями не проведешь, тем более глупо было бы отрицать роль интернета. В то же время позволить себе тотальную агитацию «от двери к двери» может только партия власти – даже у КПРФ такого ресурса нет, база активистов уже не та, что в начале 90-х, признает коммунист.