Политика
Бесплатный
Ольга Чуракова|Алексей Никольский
Статья опубликована в № 4039 от 23.03.2016 под заголовком: Усиление отложено

Госдума не стала ужесточать наказание за хищение средств гособоронзаказа

В Кремле полагают, что это может отпугнуть частных подрядчиков

Законопроект единороссов Ирины Яровой и Михаила Старшинова об уголовной ответственности за хищение бюджетных средств для исполнителей государственных и муниципальных контрактов не будет принят в ближайшее время. На пленарном заседании во вторник профильный комитет по уголовному законодательству предложил перенести его рассмотрение в первом чтении для дополнительного согласования. Инициатива была внесена год назад и подготовлена во исполнение поручения президента по итогам послания Федеральному собранию.

Особенно строго депутаты предлагали карать расхитителей гособоронзаказа. В случае принятия законопроекта в Уголовном кодексе должна была появиться статья, согласно которой за хищение государственных денег должностные лица заказчика, субподрядчика, соисполнителя госзаказа наказываются штрафом в размере от 500 000 до 1 млн руб. с лишением их права занимать определенные должности. Для чиновников наказание предлагалось еще строже – от пяти до 12 лет лишения свободы и штраф в 1–3 млн руб. А за хищение в особо крупном размере и при исполнении контракта по гособоронзаказу полагалось бы уже от семи до 20 лет лишения свободы и штраф в 3–5 млн руб. В своем отзыве на законопроект профильный комитет указал, что дополнительного обсуждения требуют санкции, не вполне соответствующие принципу справедливости. Правительство поддержало инициативу в целом, но тоже посчитало необходимым еще раз обсудить санкции.

Дмитрий РогозинВице-премьер правительства РФ
Я вообще считаю, что коррупция в гособоронзаказе должна быть приравнена к государственной измене. Потому что они не только воруют деньги, они крадут их, оставляя государство перед лицом внешних угроз. Это и есть предательство.

Законопроект поддерживали все и почему он не был во вторник принят в первом чтении, «у меня предположений нет», недоумевает соавтор документа Старшинов. «Конечно, нет предела совершенству, и его можно было бы доработать, но мое мнение: надо было принять в первом чтении и потом уже смотреть», – считает депутат. Во вторник было предложено перенести не только законопроект Яровой, но и аналогичный законопроект ЛДПР, объясняет член комитета по уголовному законодательству Сергей Фабричный: «Есть необходимость проведения дополнительных согласований, с тем чтобы в правоприменительной практике не возникло сложностей с его применением».

В администрации президента не все были в курсе этой инициативы до самого последнего момента, поясняет собеседник «Ведомостей» в профильном комитете. Идея этого законопроекта такова, что если он будет принят, то никто не будет заниматься бизнесом с государством, считает он: «Я на месте бизнеса точно бы не стал заключать госконтракты, нельзя доводить санкции до маразма». Надо придумать какие-то дополнительные ограничения, чтобы не пересажали всех директоров и бухгалтеров, но переработать проект очень тяжело, легче его вообще не принимать, полагает собеседник. «У нас все изучается в авральном режиме: бизнес наверняка тоже посмотрел проект и высказал свое мнение», – добавляет он, и это тоже сказалось на решении не включать законопроект в повестку.

По словам менеджера одного из государственных предприятий оборонной промышленности, контроль за расходованием средств гособоронзаказа в прошлом году ужесточился настолько, что частные субподрядчики (а они составляют большинство на нижних уровнях кооперации) уже не очень заинтересованы в поставках. Так, теперь под каждый контракт следует открывать спецсчета в уполномоченных банках, средства использовать только для расчетов по контракту и отчитываться об их движении ежесуточно. Наказание вплоть до 20 лет лишения свободы в этих условиях еще больше напугало бы всех, и отказ от принятия этих предложений – разумная мера, говорит собеседник «Ведомостей».