Минюст России начал процедуру выдачи Украине Олега Сенцова и еще трех осужденных

Это попытка «перебить негатив» от дела Савченко, считает эксперт
Олег Сенцов и Александр Кольченко/ Валерий Матыцин / ТАСС

Министерство юстиции России поручило Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) подготовить документы для решения вопроса о передаче Олега Сенцова, Геннадия Афанасьева, Александра Кольченко и Юрия Солошенко для отбывания наказания на родине, сообщила пресс-служба ведомства. Соответствующие обращения, по данным пресс-службы, поступили от украинской стороны 10 марта. ФСИН должна подготовить документы, а также проверить наличие или отсутствие оснований, которые могут препятствовать передаче. Затем Минюст проверит документы на соответствие положениям конвенции о передаче осужденных лиц 1983 г. и при отсутствии оснований, препятствующих передаче, направит их в Верховный суд, который и примет окончательное решение. Если оно будет положительным, Минюст России направит его в минюст Украины с просьбой дать поручение компетентным украинским органам согласовать вопрос фактической передачи осужденных с российской службой исполнения наказаний, разъяснял ранее ТАСС.

Сенцов, Кольченко и Афанасьев в августе были признаны виновными в терроризме и приговорены соответственно к 20, 10 и 7 годам колонии строгого режима. Бывший гендиректор ПО «Знамя» Солошенко получил шесть лет за шпионаж.

По словам адвоката Кольченко Светланы Сидоркиной, процедура передачи может пройти в рамках соглашения между Россией и Украиной о передаче лиц для отбывания наказания на родине. Адвокаты направляли документы в минюст Украины, который направил запрос в Минюст России, напоминает она. В документах из ФСИН должно быть подтверждение, что эти лица содержатся в конкретных учреждениях, их срок содержания, характеристика, но это не тот перечень документов, который может повлиять на принятие решения, считает адвокат. По ее словам, критериями для принятия решения будут наличие украинского гражданства, отбывание наказания в местах лишения свободы свыше шести месяцев и наличие такого же уголовно наказуемого деяния в уголовном кодексе Украины. Сидоркина опасается, что гражданство осужденных могут посчитать российским, хотя в приговоре суд не отрицал у них гражданства Украины, а российские паспорта они не получали. К тому же бывший российский омбудсмен Элла Памфилова ранее сообщала об устранении правовой неопределенности относительно их гражданства и признании их украинскими гражданами. Но окончательное решение о передаче примет суд, подчеркивает Сидоркина: «Из этого сделали информационный повод, хотя речь идет о простом сборе документов, а Украина воспринимает это как инициативу Минюста России, хотя это было волеизъявление самих ребят».

В начале марта министр юстиции Украины Павел Петренко заявил, что его ведомство обратилось с запросом о выдаче четырех украинцев, а в Минюсте России тогда говорили, что рассматриваются обращения о передаче с Украины 13 осужденных россиян.

По словам политолога Алексея Макаркина, сигнал о возможной передаче Сенцова связан в первую очередь с делом Надежды Савченко: «В информпространстве история этих четырех заключенных небольшая по сравнению с делом Савченко – они не избраны депутатами, не делегированы в Совет Европы. Сложная история с Савченко требовала какой-то реакции, чтобы перебить негатив, и была предложена в информационном поле альтернатива, что могут быть переданы Сенцов и Кольченко». Один из адвокатов Савченко – Илья Новиков в субботу сообщил, что в скором времени ожидает «хорошие новости» о Савченко и что переговоры о ее судьбе идут между Москвой и Киевом, но другой ее адвокат – Марк Фейгин назвал такие разговоры необоснованными.