«Яблоко» объявило охоту на россиян из панамского архива

Партийцы поищут владельцев офшоров среди региональных чиновников и депутатов
«Яблоко» поищет хозяев офшоров в регионах/ Е. Разумный/ Ведомости

Председатель московского отделения «Яблока» и руководитель партийного центра антикоррупционной политики Сергей Митрохин призвал активистов и сторонников партии проверить региональных депутатов и чиновников на предмет присутствия их имен в базе офшорных связей offshoreleaks.icij.org, опубликованной Международным консорциумом журналистов-расследователей (ICIJ). Если будут обнаружены совпадения, партия направит в компетентные органы обращения с требованием проверки и опубликует ее результаты на сайте, обещает он. Свободный доступ к базе офшорных связей панамского архива и более ранних расследований ICIJ открыл 9 мая (см. врез).

Антикоррупционные расследования не в новинку для «Яблока», напоминает Митрохин: антикоррупционный центр одним из первых начал сверку данных в декларациях депутатов, проверку чистоты конкурсов на госзакупки и даже получил благодарность от чиновников столичного правительства за возвращенные в бюджет усилиями яблочников 800 млн руб. «Сейчас наша задача не просто в том, чтобы этими расследованиями заниматься, это и другие могут делать – Навальный, например. Наша задача – мобилизовать общество на борьбу с коррупцией, с клановым капитализмом», – подчеркивает Митрохин. По его словам, активистам «Яблока» уже удалось обнаружить несколько ранее не фигурировавших в СМИ фамилий чиновников из опубликованного архива – в частности, совпали имена двух региональных депутатов и сына экс-премьера Удмуртии. В течение недели по ним будут направлены запросы в компетентные органы. Чиновникам и депутатам запрещено владеть зарубежными активами, и подобные находки позволяют ставить вопрос об их служебном соответствии. Что касается бизнесменов, то их связи и наличие госконтрактов должны стать предметом пристального изучения, объясняет Митрохин.

Большого улова ждать не стоит, предупреждает юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь: журналисты уже отследили известные фамилии и людей, связанных с высшими эшелонами власти. Но еще может найтись много интересного на региональном и местном уровне – мэры, вице-губернаторы, и это может быть очень интересно. Но массового движения в этом направлении не будет, считает Соболь: в общем и целом о воровстве и так все знают.

Российская доля

6285 лиц из России, связанных с 11 516 офшорными компаниями, значатся в базе ICIJ, содержащей информацию о 214 000 офшорных компаний в различных юрисдикциях.

Заместитель гендиректора «Транс­перенси интернешнл – Россия» Илья Шуманов полагает, что и в регионах «Яблоко» не будет первопроходцем – скорее, это для него удачный пиар-ход. Во многих местах такую проверку блогеры и журналисты уже провели – от трех до 50 местных владельцев офшоров обнаружены, например, в Саратове, Петербурге, Костромской области. Привлечь их к ответственности проблематично: с точки зрения закона чиновникам запрещено иметь за рубежом счета и активы, но не доли в коммерческих организациях (хотя вскоре после публикации панамского архива правительство внесло в Госдуму законопроект, вводящий такой запрет). Но если выясняется, что владелец офшора одновременно получает от государства льготные кредиты на проекты по импортозамещению или осваивает госконтракты на миллиарды рублей, то это может стать хорошим аргументом в предвыборном споре, заключает эксперт.

«Выборы здесь ни при чем, мы этими расследованиями занимаемся регулярно», – возражает Митрохин, но, конечно, парламентская кампания позволит говорить о коррупции больше и громче.