В России началась масштабная проверка мобилизационной системы

Одна из главных ее задач – оценка итогов реформирования армейских резервов
В России началась самая масштабная проверка создаваемой в течение последних лет системы мобилизационной готовности и резерва/ Д. Абрамов/ Ведомости

Утром во вторник министр обороны Сергей Шойгу объявил о внезапной проверке боевой и мобилизационной готовности вооруженных сил, их резервных компонентов и взаимодействия с другими ведомствами при решении мобилизационных вопросов. Проверка пройдет по указанию президента России и продлится до 22 июня. Как заявил Шойгу на селекторном совещании в Национальном центре управления обороной (НЦУО), «подлежат проверке ряд баз хранения вооружения и техники, а также отдельные органы военного управления». Кроме того, проверяется готовность войск «к выполнению задач по предназначению в вооруженных конфликтах различной интенсивности и кризисных ситуациях», а также «состояние резервных формирований, содержащихся на хранении запасов вооружения и военной техники». В первые сутки проверки, по словам министра, надлежит оценить выполнение временных нормативов по мобилизационным вопросам. Будет проверено взаимодействие с органами власти регионов и военными комиссариатами, а также готовность системы управления войск к развертыванию полевых подвижных пунктов управления. Помимо этого будет проведена оценка способности выполнить задачи территориальной обороны с отмобилизованием отдельных органов военного управления и подразделений.

Бояться нечего

Шойгу поручил своему заместителю Анатолию Антонову уведомить о проверке военных атташе. По словам источника в Минобороны, проверка не направлена ни против учений НАТО на Балтике, ни против каких-либо других стран.

По словам полковника запаса Виктора Мураховского, это самая масштабная проверка мобилизационной системы России за последние годы – возможно, с 2010 г., когда на учениях «Восток» развертывалось соединение из резервистов. Эта проверка должна дать ответ на вопрос, насколько удачно идет реформирование всей мобилизационной системы и в особенности резервного компонента вооруженных сил. Речь идет как о созданных недавно командованиях территориальной обороны, так и о военнослужащих организованного резерва (их численность составляет около 5000 человек), получающих денежное содержание за пребывание в этом резерве. Именно они и должны прибыть на базы хранения вооружений и военной техники и составить ядро соединений, формирующихся на технике этих баз.

Кроме того, продолжает Мураховский, проверке, по всей видимости, будут подвергнуты и мобилизационные планы промышленности, что, впрочем, не означает реального запуска производства мобилизационной продукции на каком-нибудь из предприятий оборонпрома. Речь идет прежде всего о проверке систем управления не менее двух десятков различных военных и гражданских структур и их сопряжения с НЦУО. В том числе проверяться будет и мобилизационная готовность созданной в марте этого года национальной гвардии – внутренние войска, вошедшие в ее состав, были одним из важных компонентов мобилизационной системы, говорит эксперт.