Губернаторы-силовики не смогут обойтись без премьеров-хозяйственников

Так считают эксперты фонда «Петербургская политика»
Назначение губернаторов-силовиков может привести к укреплению института региональных правительств/ Д. Гришкин/ Ведомости

Эксперты фонда «Петербургская политика» по итогам июля подготовили новый рейтинг социально-политической устойчивости регионов. Главным событием, потеснившим избирательную кампанию, стали масштабные перестановки среди губернаторов и полпредов. После серии арестов и отставок сохраняется тенденция к общему снижению статуса губернаторов и полпредов, новым назначенцам предстоит доказать, что приход в регион стал для них ростом, а не понижением, отмечается в исследовании. Еще одна тенденция – Кремль уменьшает долю гражданских чиновников в пользу выходцев из спецслужб. Новым губернаторам предстоит пройти тест на менеджерский потенциал и пока опыт «новичков» показывает, что«гражданские» чиновники более активны, чем бывшие офицеры, считают аналитики. Механизм управления на территориях, куда пришли выходцы из спецслужб, может поменяться, предупреждают они: так, губернаторам Калининградской и Ярославской областей досталась схема с разделением постов губернатора и председателя областного правительства. Раньше центр подталкивал регионы к упразднению этой схемы и губернатор брал всю ответственность на себя, но теперь появляются шансы на реанимацию правительств. Это может создать дополнительную напряженность во взаимоотношениях правительств с администрациями губернаторов, как это сегодня происходит в Астраханской и Свердловской областях. В случае неудовлетворительных результатов выборов в отдельных регионах возможна борьба за перекладывание ответственности друг на друга, полагают аналитики.

Слабые и сильные

Среди регионов с максимальной устойчивостью самый большой рейтинг у Тюменской, Кемеровской и Белгородской областей (8,4 пункта), а у слабых самый низкий рейтинг у Дагестана (2,1), Северной Осетии (2,2) и Карелии (3,7).

В регионах с высокой устойчивостью в рейтинге 0,2 пункта потеряли Ямало-Ненецкий округ и Курская область. Ямал и Курская область из-за высокого места чувствительны к плохим новостям, на Ямале эпидемия сибирской язвы показала слабую готовность управленческой системы к этому вызову, а ситуацией в Курской области выразил недовольство ЦИК, объясняет руководитель «Петербургской политики» Михаил Виноградов. В группе регионов со средней устойчивостью поднялись рейтинги Новгородской и Ивановской областей и Хабаровского края. В регионах с пониженной устойчивостью больше всего упал рейтинг Ярославской области, ослаб рейтинг Калининградской области. Это связано с тем, что прежняя система управления в одночасье рухнула, а новая только формируется, говорит Виноградов.

Методология рейтинга основана на том, что в расчет берутся события, получившие освещение в СМИ, согласиться с оценкой значимости тех или иных упоминаемых в рейтинге событий можно не всегда и субъективности не избежать, считает политолог Константин Калачев. Но «схемы с разделением полномочий между руководителем региона и руководителем правительства региона работают давно, снижение статуса губернаторов тоже не новость, институт полпредов продолжает сохранять значение, но роль полпредов уже не та», соглашается Калачев. То, что новые исполняющие обязанности глав регионов подстрахованы наличием гражданских менеджеров, следствие специфики их карьерного пути, эта схема себя оправдала, говорит Калачев. По его мнению, федеральный центр ранее не подталкивал региональные власти к отказу от такой схемы управления.