Число партий в России к 2020 году уменьшится втрое

Прокремлевские эксперты прогнозируют очередное укрупнение партийной системы
К следующим думским выборам партий в России станет в 3 раза меньше, чем сейчас, считают прокремлевские эксперты/ А. Астахова / Ведомости

Совмещение сентябрьских выборов в Госдуму с выборами в 39 региональных парламентов положит начало процессу естественного укрупнения партийной системы. Об этом говорится в публикуемом во вторник докладе прокремлевского фонда ИСЭПИ о состоянии партий накануне единого дня голосования. Большинство новых партий, появившихся с 2012 г., семь лет были защищены законом от ликвидации за неучастие в выборах, напоминают эксперты фонда. У этих партий еще остается три года, но по уровню их активности в единый день голосования можно будет судить о перспективах укрупнения российской партийной системы в 2019–2020 гг. К 2020 г. партийная система укрупнится до 25 партий, а ряд партийных проектов вернется в статус движений и общественных организаций. Введение системы льгот в 2014 г. затормозило создание политтехнологических проектов, но не мешает участию в выборах малых партий с идеологией и региональными связями. 14 партий, получивших право участвовать на выборах без сбора подписей, охватывают все идеологическое поле, межпартийная конкуренция обнаруживается во всех идеологических нишах, говорится в докладе. Возвращение института сбора подписей избирателей на выборах муниципальных и региональных депутатов для не представленных в парламентах партий негативно отразилось на партиях-спойлерах, полагает ИСЭПИ. В 2016 г. система допуска непарламентских партий на выборы в Госдуму оказалась полностью адекватна текущему состоянию партсистемы – в отличие от выборов 2011 г., сказано в докладе.

С учетом нормы о семилетнем льготном периоде для не участвующих в выборах партий многие эксперты ожидают их массовой ликвидации, но система с мягкой регистрацией позволяет отделять партии с реальной деятельностью от спойлеров, объясняет директор по исследованиям ИСЭПИ Александр Пожалов, добавляя, что такая модель обеспечивает естественный отбор партий. Сложность сбора подписей должна мотивировать партии на муниципальную работу. Практически половина из 70 с лишним партий – спойлеры или общественные движения, созданные, чтобы застолбить бренд, но после введения сбора подписей цена их содержания возросла, отмечает Пожалов. По его словам, если есть максимально легкий вход в систему, то должна быть и система отделения реальных игроков от тех, кто «засоряет поле».

То, что от подписей освободили 14 партий, неплохо, но главная проблема в том, что барьер между этими 14 и всеми остальными непреодолим, возражает политолог Аркадий Любарев: «Нельзя сказать, что партия «Гражданская сила» чем-то лучше, чем «Альянс зеленых». Не должно быть непреодолимого барьера между теми, кто имеет льготы, и теми, кто их лишен. При этом федеральные льготники не преодолевают подписной барьер в регионах». Уменьшение количества партий из-за постоянной смены правил игры не позволит построить стабильную политическую систему, убежден Любарев. Вместе с большим количеством бессмысленных проектов закроются и стоящие, которым просто не дали время на развитие, и если не изменятся правила, то к 2020 г. останется не более 20 партий, считает эксперт.