Партийцы интернет любят, но недооценивают
Присутствие партий в интернете увеличилось, но взаимодействие с избирателями они пока не наладилиПрисутствие в интернете только восьми партий из зарегистрированных 74 эксперты считают эффективным, а 20 партий в сети вообще не присутствуют, следует из исследования коммуникационной группы «Гуров и партнеры». С приближением выборов партии активизировали работу в информполе, но в основном речь идет о тех, у кого с присутствием в сети все и так было неплохо. Лучшую динамику за 10 месяцев продемонстрировали Партия пенсионеров России, «Единая Россия» и Российский общенародный союз, но по суммарному рейтингу первая тройка не изменилась: лидируют «Единая Россия», «Яблоко» и ЛДПР (см. таблицу).
Партии оценивались примерно по 40 параметрам, отражающим эффективность работы их сайтов по трем основным направлениям: информационная открытость (т. е. наличие информации, полезной для посетителей), интерактивность сайта и удобство его использования. Дополнительные баллы обеспечивало наличие у партий «электронных приемных», глубокая интеграция с соцсетями (а не просто наличие ссылки на партийную страничку), присутствие сервисов для онлайн-голосования или интерактивной формы заявления о вступлении в партию. Оценки существенно снижались, если партия присутствует лишь в одной соцсети, ограничивает возможностью делиться материалами сайта либо если на ее сайте обнаружены неработающие и «фейковые» кнопки.
Руководитель проекта Филипп Гуров говорит, что эксперты использовали методику, при помощи которой оценивали также интернет-ресурсы госструктур. Многие сайты продемонстрировали неплохую динамику развития, но в целом предвыборная тематика слабо отразилась на их содержании, замечает он: даже биографические справки лидеров и доступные для скачивания агитматериалы появились у некоторых партий буквально в последнюю неделю. С точки зрения технического совершенствования большинство сосредоточило усилия на создании мобильных платформ своих сайтов – соответствующие приложения появились практически у всех крупных партий, говорит эксперт. Однако по сравнению с выборами в других странах, например в Индии или Таиланде, бросается в глаза низкий уровень геймификации партийных приложений, отмечает Гуров: партии сосредоточились на информировании избирателя, но не пытались вовлечь его в активное взаимодействие с использованием каких-то игр, начисления баллов, практически не предпринимались попытки краудфандинга в сети. Ярко и профессионально использовать интернет-ресурсы не смогла ни одна из политструктур, констатирует эксперт.
Текущая кампания еще раз подтвердила, что интернет – далеко не самый эффективный инструмент для привлечения избирателей, а скорее вспомогательный, констатирует политолог Евгений Минченко. Самыми эффективными инструментами политтехнологи считают элитные переговоры, агитацию «от двери к двери» и в традиционных медиа. Через сеть может быть запущена информационная волна, но ее трансляция в электоральное поведение все равно должна быть обеспечена при помощи традиционных СМИ и агитаторов, резюмирует эксперт.