Сенат США рассмотрит кандидатов на высшие посты в администрации Трампа

Скорее всего они будут утверждены
Сенат США начинает слушания по кандидатам в администрацию Дональда Трампа/ Evan Vucci / AP

Во вторник американский сенат начнет рассматривать кандидатов на ключевые посты в администрации избранного президента США Дональда Трампа. На этой неделе рассмотрят семь кандидатов, среди них потенциальный госсекретарь Рекс Тиллерсон, возможный генеральный прокурор Джефф Сэшнс и претендент на пост главы ЦРУ Майк Помпео. Кандидаты уже провели более 300 встреч с сенаторами, в том числе с большей частью демократов, а также более 70 часов оттачивали навыки ответов на каверзные вопросы в подготовительных сессиях. Инаугурация Трампа пройдет 20 января, однако министры могут быть утверждены и после нее.

Утверждение кандидатов на высшие посты в США проходит по следующей схеме. Перед тем как имя кандидата будет официально оглашено, он уже проходит проверку ФБР, а также Белого дома или переходной команды. Особое внимание уделяется его декларации доходов, которая должна быть проверена на наличие конфликта интересов и заверена правительственным управлением по этике. После этого заступает сенат: каждый профильный комитет проводит слушания своего кандидата, во время которых оппозиционная партия может задавать дополнительные вопросы по бэкграунду кандидата. Если кандидат проходит профильное слушание, то для окончательного утверждения ему необходимо выдержать финальное голосование всего сената и получить минимум 51 голос из 100. За редким исключением кандидаты проходили утверждение: основные проверки и согласования проходят до финального голосования, и большинство кандидатов всю жизнь работают на госслужбе, а не в бизнесе. Именно поэтому процедура утверждения команды Трампа не пойдет по обычному сценарию: большинство его кандидатов не прошли проверок до официального объявления, среди них половина никогда не работали на госслужбе и обладают внушительными состояниями. В сенате у республиканцев 52 голоса из 100, а это значит, что демократам достаточно переманить на свою сторону трех республиканцев, чтобы заблокировать любого кандидата. Помимо этого не в каждом комитете у республиканцев есть перевес. Например, в комитете по международным делам, где будут рассматривать одного из самых спорных кандидатов – Тиллерсона, их преимущество составляет всего один голос, при этом глава комитета – бывший кандидат в президенты от республиканцев Марко Рубио – уже публично выразил свое неодобрение кандидату. Свои сомнения по его кандидатуре на прошлой неделе также выразили сенаторы-республиканцы Джон Маккейн и Линдси Грэм.

Никаких оснований полагать, что традиция утверждения кандидатов будет нарушена, нет, считает политический советник республиканской партии Рэй Макнэлли: «Некоторые республиканцы действительно поставили под вопрос некоторых кандидатов, в первую очередь Тиллерсона – из-за его близких отношений с Владимиром Путиным, но в конце концов они выступят единым фронтом. Кандидатов, конечно, засыплют провокационными вопросами, и им придется доказывать, что интересы США для них на первом месте, но вряд ли кто-то будет заблокирован». Демократы грозятся заблокировать в первую очередь Сэшнса, но у них для этого нет никаких инструментов, продолжает Макнэлли: «Несмотря на всю их ярость и крики, они сейчас политические импотенты, потерявшие обе палаты конгресса и Белый дом, у них нет голосов. Помимо этого в сенате все-таки долгая традиция утверждать кандидатов, и мы поддержали кандидатов Барака Обамы в свое время, хотя большинство из них вовсе не одобряли. После победы на выборах президент заслуживает свою команду». Все кандидаты проходные, при этом выбирал их Трамп, исходя из двух главных принципов, считает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктория Журавлева: «Самые спорные кандидаты, например госсекретарь, а также претенденты на посты секретаря финансов, торговли, здравоохранения и образования – близкие ему по духу и принципиально важные для него люди. На остальные посты он выбирал скорее правоконсерваторов – тех, кого поддержат республиканцы. В результате он хотел найти баланс и вел торг со своей же партией, а демократов, конечно, вообще в расчет не брал».