Новый приговор Навальному за «Кировлес» может быть вынесен уже в начале февраля

Но оппозиционер готов вести президентскую кампанию и после этого
Новый приговор по делу «Кировлеса», видимо, будет вынесен совсем скоро, но Алексей Навальный намерен продолжать президентскую кампанию
Новый приговор по делу «Кировлеса», видимо, будет вынесен совсем скоро, но Алексей Навальный намерен продолжать президентскую кампанию / Е. Разумный / Ведомости

Руководитель штаба Алексея Навального Леонид Волков объявил примерные планы президентской кампании оппозиционера. В феврале штабы планируется открыть в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге, в марте – еще в 11 городах-миллионниках, открытие штабов в других городах намечено на апрель-май (всего их должно быть 70). За месяц с объявления о начале кампании, по словам Волкова, 79 000 человек заявили о готовности поставить подпись за выдвижение Навального, 18 000 записались волонтерами, перечислено 12 млн руб. пожертвований.

Между тем судья Алексей Втюрин, рассматривающий в Ленинском райсуде Кирова дело «Кировлеса», заявил, что на следующей неделе заседания планируются каждый день. Процесс возобновился 18 января, было допрошено 11 свидетелей, прокуроры заявляли о необходимости допросить 41 свидетеля.

Навальный сообщил «Ведомостям», что все прочие судебные заседания у его адвокатов были неожиданно отменены или перенесены. Он считает, что это делается нарочно, чтобы скорее закончить рассмотрение дела «Кировлеса», поскольку Кремль «впечатлили» их планы по проведению кампании. Однако с вынесением приговора, который предположительно будет в начале февраля, президентская кампания Навального не закончится, уверяет оппозиционер: «Мы добьемся того, чтобы общество заявило, что если меня не допустят до выборов, то их результаты никто не признает. Как было в случае с выборами мэра Москвы – всем было ясно, что невозможно пройти муниципальный фильтр, в итоге они сами меня через него провели». «Психологически будет трудно объяснять сторонникам, почему мы продолжаем, но мы это будем делать, – добавляет Волков. – Наша задача – создать к декабрю такую ситуацию, чтобы политические издержки от нерегистрации Навального [кандидатом в президенты] для Кремля были больше, чем от его регистрации».

Алексей Навальный
оппозиционер

Кремлю не нравится, что идет обсуждение избирательной кампании и того, что я в ней буду участвовать. В любом случае вопрос допуска до выборов – не юридический, а политический.

В интересах будущей президентской кампании, видимо, пора ставить точку в истории с выдвижением Навального, считает политолог Константин Калачев: «О сценариях выборов мы не знаем, но ясно, что ни в один он не вписывается, он может сыграть дестабилизирующую роль. Лучше эту историю завершить до весны, когда по факту стартует кампания, драматургия которой должна быть стройной. Чем позже будет приговор, тем позже закончится скандал». Навальный повышает свою капитализацию, играет на нервах у власти, полагает эксперт: «Если же он продолжит кампанию и дальше, будет устраивать скандалы, то приговор всегда может перестать быть условным. После приговора уговорить людей подписаться за него будет сложно». Но сам Навальный при этом ведет себя как оппозиционный политик правильно, подчеркивает Калачев: «Он самостоятельная политическая единица со стратегией, которая не совпадает с кремлевской. В конце концов, он хочет позиционировать себя как единственную альтернативу Путину. Поскольку он моложе, то он хочет попробовать пережить Путина – каким бы низким ни был сейчас рейтинг самого Навального, но когда начинает падать рейтинг власти, то на безрыбье и рак становится рыбой».

У власти есть желание показать, что инициатива находится у нее – хотя бы через создание неожиданных ситуаций для участников дела независимо от того, есть ли итоговое решение или нет, говорит политолог Михаил Виноградов: «Власти выгоднее скорее сохранять двусмысленность участия Навального в выборах, поэтому вполне возможно, что темп будет рваный с целью дезориентации другой стороны». Навальному же логичнее вести ту линию, которую он выбрал, чем идти по повестке, которую будут предлагать правоохранители и оппоненты, считает эксперт: «Президентская же кампания – это самое ясное позиционирование».