Большинство назначенцев Трампа говорят о России в жестких тонах

Но какой будет его реальная политика в отношении Москвы, все еще неясно
Большинство назначенцев Трампа говорят о России в жестких тонах, но какой будет его реальная политика в отношении Москвы, все еще неясно/ Frank Augstein/ AP

В среду, за два дня до инаугурации нового президента США Дональда Трампа, в конгрессе прошли слушания кандидата на должность постоянного представителя США при ООН Ники Хэйли, во время которых она назвала действия России в Сирии (и, в частности, в Алеппо) военными преступлениями, осудила присоединение Крыма и выступила против снятия с Москвы санкций. Ранее критично о России отзывались на слушаниях кандидаты на посты государственного секретаря и министра обороны. Сам Трамп во время предвыборной кампании неоднократно заявлял о своем желании наладить отношения с Москвой.

Уходя в отставку

Ушедшая в отставку предшественница Хэйли Саманта Пауэр во вторник назвала действия России «агрессивными» и «дестабилизирующими»: «Кремль под руководством Владимира Путина расшатывает мировой порядок, основанный на принципе уважения норм международного права, который приносил нам пользу в течение семи десятилетий».

В сфере российско-американских отношений уже определились ключевые игроки, считает заместитель директора Института Кеннана Уильям Померанц. Это будущие глава Пентагона Джеймс Мэттис, госсекретарь Рекс Тиллерсон, советник по безопасности Томас Флинн, директор Национальной разведки Дэн Коутс и Ники Хэйли. «Пока никто понятия не имеет, что произойдет, когда все эти люди соберутся за одним столом. Почти все они видят в России угрозу, темной лошадкой пока остается только Тиллерсон. Флинн из всей этой команды ближе всех к Трампу, за ним и будет последнее слово, он военный и строго придерживается одной линии: вы правы, только если полностью со мной согласны. Для него борьба с терроризмом – приоритет, и именно поэтому он как раз может быть заинтересован в отношениях с Москвой», – говорит Померанц.

Второй большой проблемой Белого дома станет ситуация в конгрессе и конфликт Трампа с высокопоставленными республиканцами. Президенту придется отрабатывать внутреннюю политику и именно она станет приоритетом, продолжает эксперт: «Американцы – совершенно нетерпеливые избиратели, у Трампа есть максимум год, а на самом деле даже полгода, чтобы достичь хоть какого-то успеха. Согласитесь, будет странно, если во время кризиса дома Трамп внезапно переключится на улучшение отношений с Москвой». Кроме того, для Трампа важно получить что-то взамен, но России нечего предложить, считает Померанц. Торговые отношения Москвы и Вашингтона скромны и в Вашингтоне нет групп, которые активно работали бы и продвигали идею улучшения отношений, поэтому личные отношения двух лидеров сыграют большую роль, предполагает эксперт.

Слишком высокие ожидания с обеих сторон работают против нормализации отношений, убеждена директор Центра исследований России Университета Джорджтауна Анжела Стент: «Только маленькая, реальная цель спасет наши отношения. В 2001 г. в Афганистане наше сотрудничество было плодотворным, у нас была конкретная цель – борьба с «Талибаном», после этого она пропала, и взаимодействие испарилось. Трамп и Путин заявят о своей готовности победить терроризм на первой встрече, но дьявол кроется в деталях. Лакмусовой бумажкой станет наш список террористов».