Московские коммунисты не хотят ждать милостей от мэрии

КПРФ оспаривает в суде закон, приравнявший встречи депутатов к публичным мероприятиям
Получается, что депутаты обязаны получать согласование городских органов для встреч с избирателями /С. Портер

Депутаты Мосгордумы от КПРФ обжалуют в Мосгорсуде принятый в конце 2016 г. городской закон, предписывающий проводить уличные встречи депутатов с избирателями в соответствии с законом о митингах, т. е. согласовывать их с мэрией. По мнению заявителей, закон нарушает их права при осуществлении депутатских полномочий и противоречит сразу трем федеральным законам – о митингах, об общих принципах организации органов госвласти субъектов Федерации и о местном самоуправлении. Депутаты указывают, что в федеральном законодательстве нет требований о проведении встреч депутата в соответствии с нормами закона о митингах, а закон о местном самоуправлении обеспечивает депутату условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Кроме того, закон нарушает принцип разделения властей и самостоятельность органов местного самоуправления, так как получается, что депутаты Мосгордумы и муниципальных собраний Москвы обязаны для осуществления своей депутатской деятельности в форме встреч с избирателями получать согласование городских органов исполнительной власти.

На прошлой неделе депутат Госдумы Ирина Белых («Единая Россия») внесла аналогичный законопроект, распространяющий норму о приравнивании встреч с избирателями к публичным мероприятиям на депутатов всех уровней.

По словам одного из заявителей, Андрея Клычкова, у них уже есть несколько отказов в проведении встреч – в частности, такой отказ получила депутат Мосгордумы Елена Шувалова. То есть вмешательство исполнительной власти в деятельность депутатов уже происходит, подчеркивает коммунист: «Они могут заявить, что есть возможность написать заявление и получить разрешение на проведение встречи, но они отказывают во встречах». Как говорит Клычков, московский закон в случае отказа в российских судах они, вероятно, будут обжаловать в Европейском суде по правам человека, а федеральный закон, когда его примут, – в Конституционном суде.

Действуя в логике этого закона, нужно встречи, которые проводит мэрия, тоже заявлять как митинги. Например, приезжает мэр на такую встречу, но ведь его приезд может нарушить права других людей.

Андрей Клычков
Лидер фракции КПРФ в Мосгордуме

Аргумент с разделением властей разумный, но только в случае, если исполнительная власть не предоставляет никакой возможности для организации этой встречи, считает юрист Гарегин Митин: «Отказать в проведении встречи с избирателями мэрия не вправе, но она может выделить не то место, которое хочет депутат».

Контроль мэрии над Мосгордумой не превышает 100%, шутит политолог Михаил Виноградов. По его мнению, инициатива с приравниванием встреч депутатов к публичным акциям не была замечена избирателями и не вызвала у них гнева, но «фактический запрет встречаться с кем-либо во дворах может быть воспринят обывателями как странный и надуманный». Если коммунисты будут об этом говорить, это может вызвать понимание у граждан, которые и без того сталкиваются с пропастью в отношениях городской власти и населения, полагает эксперт: «У властей просто есть желание зарегулировать все, что касается массовых акций, и перенос гранитно-кладбищенской эстетики «московского благоустройства» на политический ландшафт представляется им вполне органичным и естественным».