Политика
Бесплатный
Алексей Никольский
Статья опубликована в № 4428 от 13.10.2017 под заголовком: Затраты без программы

Российские военные расходы постепенно снижаются

Но их дальнейшая динамика зависит от еще не принятой госпрограммы вооружений

Расходы по разделу «Национальная оборона» должны снизиться в 2018 г. примерно на 100 млрд руб., говорится в заключении комитета Госдумы по обороне на проект федерального бюджета. В этом разделе собрана наибольшая часть военных расходов. Самые крупные расходы за его пределами – военные пенсии, на которые в 2018 г. заложено 700,2 млрд руб. (в России 2,639 млн военных пенсионеров).

В целом продолжается прежняя тенденция, говорит Василий Зацепин из Института Гайдара: бюджетная стратегия Минфина предполагает сокращение военных расходов, но де-факто под конец каждого года они увеличиваются в сравнении с первоначальной цифрой – так, в 2017 г. рост составил около 180 млрд руб. Это вызвано необходимостью погашения банковских кредитов для выполнения гособоронзаказа, считает эксперт. Основная часть кредитов, выдача которых по большей части прекратилась в 2016 г., была тогда же и погашена (на 1 трлн руб.), в этом году, по словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, предстоит погасить 200 млрд и еще 300 млрд – в 2018 г. и позднее, но в проекте бюджета про эти суммы ничего не сказано, отмечает Зацепин.

Большая часть расходов раздела «Национальная оборона» засекречена, но основную часть закрытых расходов составляют затраты на закупку, ремонт и разработку ­(НИОКР) вооружений, поясняет человек в Минобороны. Именно эти расходы сводятся в госпрограмму вооружений – сейчас действует принятая в 2010 г. программа до 2020 г., а до конца года должна быть принята новая. Планировалось, что она будет сокращена за счет расходов на флот и НИОКР, но из проекта бюджета следует, что расходы на НИОКР будут сокращаться не так резко, как планировалось год назад, и составят 284,8 млрд руб. в 2018 г. (в предыдущем бюджете было запланировано 213 млрд) и 270 млрд в 2019 г. (вместо 176 млрд руб.). По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Андрея Фролова, это вызвано задержкой с завершением НИОКР по новым системам вооружений, которые, как теперь ожидается, закончатся к 2020 г. Речь идет о новом истребителе Су-57/ПАК ФА, новой многоцелевой атомной подлодке, новых ракетах для РВСН, новом поколении бронетехники и т. п., которые начнут закупаться уже с 2020 г., полагает Фролов. При этом ассигнования на Минобороны более чем вдвое превосходят суммарные расходы на все прочие силовые ведомства (см. график), если сравнивать раздел «Национальная оборона» и госпрограммы, где заложены основные расходы МВД, МЧС и Минюста. И хотя расходы на ФСБ и СВР секретны, они не меняют этой пропорции, говорит человек в Минобороны.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать