Что значит заявление Путина и Трампа по Сирии

Россия активизировала сирийский вопрос и, возможно, хочет быстрее уйти из страны
Владимир Путин и Дональд Трамп согласовали во Вьетнаме совместное заявление по Сирии/ Jorge Silva / Reuters

Полноценной встречи президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа на прошедшем 10–11 ноября во Вьетнаме саммите АТЭС не произошло, однако они согласовали «на полях» совместное заявление по Сирии. В нем подтверждена важность зон деэскалации и отмечена важность вывода «иностранных сил» из юго-западной зоны. Президенты также поддержали работу военных каналов связи в Сирии для предотвращения опасных инцидентов в ходе борьбы с ИГ (запрещено в России).

Это первое совместное заявление Трампа и Путина по Сирии, из него можно сделать два главных вывода, считает руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов института США и Канады РАН Александр Шумилин. Первый – сирийские правительственные силы Башара Асада и международная коалиция во главе с США, в первую очередь на востоке страны, «готовы работать на объединение, а не на раскол». Второй – и это уступка со стороны России – приоритетным является мирный процесс в Женеве, а не в Астане. Все остальные формулировки не несут в себе ничего нового, считает Шумилин. Встречи Путина с лидерами Ирана и Турции и заявление на саммите АТЭС – явные признаки того, что Россия активизировала сирийский вопрос и хочет быстрее уйти из страны, добавил он.

Заявление по Сирии имеет значение, несмотря на то что оно не было принято на полноценной встрече двух лидеров, считает бывший посол России в Японии и заведующий кафедрой дипломатии МГИМО Александр Панов. Условно по значимости среди документов, принимаемых на таких встречах, первыми идут договоры, затем соглашения, а после заявления. «Однако в данном случае соглашения и не требовалось, а заявление, очевидно, заблаговременно готовили, и оба президента его видели. В этом плане это важнейший документ, который представляет общую позицию и предполагает совместные действия», – говорит Панов. Трамп такую форму встречи и документа выбрал по внутренним причинам, убежден экс-посол США по особым поручениям в постсоветских странах Стивен Сестанович: «Он знает, что после такой встречи его атакуют вопросами о возможном вмешательстве Кремля в выборы, и пока убедительного ответа на это у него нет».

Все внимание к Сирии

Россия активизировала работу по сирийскому урегулированию в последний месяц. Эта тема была основной на встрече Путина с президентом Ирана Хасаном Роухани 1 ноября в Тегеране, она будет в центре повестки переговоров с президентом Турции Реджепом Эрдоганом в Сочи в понедельник. Ранее вопрос о положении в Сирии обсуждался во время визита короля Саудовской Аравии Салмана в октябре. Москва анонсировала проведение 17 ноября конгресса сирийских политических сил в Сочи с участием правительственной делегации.

Источник, близкий к Минобороны России, считает, что заявление особенно важно сейчас, когда террористы ИГ вот-вот потеряют контроль над крупными населенными пунктами. Согласие России в заявлении на удаление иностранных сил из примыкающей к Израилю юго-западной зоны деэскалации, т. е. поддерживаемых Ираном иностранных добровольцев, не стоит рассматривать как антииранский шаг со стороны Москвы, говорит он. Фактически этих сил в данном районе и не было, отмечает источник. Заявление подразумевает удаление с юга-запада Сирии несирийских военных, соглашается дипломат с Ближнего Востока, и это реверанс в сторону США и Израиля.

Другая ключевая проблема в регионе, над которой работают США, Россия и Китай, – ядерная программа КНДР. Именно с решением этой проблемы связывают азиатское турне Трампа, в ходе которого он посетил Японию, Южную Корею, Китай, Вьетнам и Филиппины. Позиции Китая и России по вопросу ядерной программы КНДР полностью совпадают, заявил Путин на пресс-конференции по завершении АТЭС, Россия не признает ядерный статус КНДР.

Трамп и Путин приехали на АТЭС не на равных, убеждена профессор-китаист Университета Мэри Вашингтон Элизабет Лэрас. «Россия подняла свои ставки в регионе в последние годы, в первую очередь это касается более тесных отношений с Пекином, однако у США здесь намного больше, чем у России, настоящих союзников. И это всего лишь отражение исторического факта: приоритетом для Москвы все последние годы была Европа, а Вашингтон активно работает в АТР с конца Второй мировой». При этом именно КНДР – это та сфера, где Москве и Вашингтону легче всего наладить сотрудничество в регионе, убеждена Лэрас. Трамп определенно рассчитывает на помощь Москвы в разрешении северокорейского вопроса, однако Путин пока не особо стремится или просто не может так уж много предложить, считает Сестанович. Ни Россия, ни Китай не имеют большого контроля над КНДР, делится дипломат одной из стран Восточной Азии. Россия влияет на КНДР главным образом через поставки нефти, что для экономики КНДР очень важно, и рабочих из КНДР в России, которые являются заметным источником валютных доходов для страны. В то же время экономика КНДР сильно зависит от Китая, однако отношения двух стран сильно ухудшились из-за ядерных испытаний, это вызвало недовольство председателя КНР Си Цзиньпина. Пекин влияет на Пхеньян лишь частично, для молодого лидера КНДР важнее его личная власть, говорит дипломат. У Китая и России слишком слабые рычаги влияния на Северную Корею, заключает он.