В суде начался допрос Алексея Улюкаева

Бывший министр не признает вины в получении взятки от Сечина
Алексей Улюкаев вину не признает/ Андрей Гордеев / Ведомости

В Замоскворецком суде Москвы начался допрос бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева, обвиняемого в получении взятки от главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина. Ранее на заседании в понедельник суд отказался возвращать дело в прокуратуру, хотя защита Улюкаева отмечала, что обвинительное заключение составлено с нарушениями.

Улюкаев не признал вину в получении взятки. Он рассказал,что 1 февраля президент Владимир Путин провел совещание, на котором обсуждалась приватизация «Башнефти». По итогам совещания было дано поручение приватизировать компанию за подписью премьер-министра Дмитрия Медведева. После этого начался подбор агентов для сделки по приватизации, в тендере участвовали «Сбербанк CIB», «ВТБ капитал» и Credit Suisse. «ВТБ капитал» предложил наиболее выгодную цену и был назначен агентом 15 июня.

По словам Улюкаева, за критерии отбора потенциальных инвесторов отвечал «ВТБ капитал» – он и включил «Роснефть» в список претендентов. Сам министр отметил, что лишь высказал мнение о нежелательности участия в приватизации иностранцев. Он уточнил, что в адрес Минэкономразвития поступило поручение правительства разработать предложения по приватизации, исходя из нежелательности участия компаний с госучастием. По словам Улюкаева, после этого он узнал, что поручение было продиктовано письмом Сечина к президенту, но не очень понял, зачем руководитель «Роснефти» писал Путину, так как «Роснефть» и так была в списке потенциальных инвесторов.

Экс-министр добавил, что были собраны мнения различных ведомств: в Минэнерго посчитали участие «Роснефти» в приватизации «Башнефти» нецелесообразным, а в Росимуществе и «ВТБ капитале» отметили, что законодательных ограничений для этого нет. Улюкаев подтвердил, что вносил изменения в проект заключения, так как несет ответственность за решения Минэкономразвития. Он уточнил, что исключил несколько абзацев «из-за избыточных и неочевидных выводов», кроме того, они выходили за рамки поручения правительства. Кроме того, экс-министр подтвердил, что высказывал мнение о том, что «Роснефть» – ненадлежащий покупатель «Башнефти». Улюкаев отметил, что, как специалист по экономике, и сейчас считает участие госкомпаний в приватизации нецелесообразным, так как оно не соответствует духу закона о приватизации, Но одно дело – собственное мнение, а другое – требования закона, заметил он.

На вопрос, мог ли экс-министр инициировать постановление правительства о дополнительных ограничениях для «Роснефти», Улюкаев ответил, что мог, но таких поручений не получал. Приостановить или отменить приватизацию Минэкономразвития не могло, правительство распоряжений приостановить приватизацию «Башнефти» не выносило. После доклада Минэкономразвития Медведев рекомендовал проработать дополнительные варианты приватизации «Башнефти», но это нельзя было рассматривать как приостановление сделки, заметил Улюкаев.

30 сентября 2016 г. прошло совещание, на котором «ВТБ капитал» сообщил, что получил юридически обязывающее предложение только одно – от «Роснефти», которая предложила 329 млрд руб. «ВТБ капитал» рекомендовал заключить эту сделку. 6 октября 2016 г. Улюкаев направил в правительство доклад с просьбой дать поручение на реализацию сделки с «Роснефтью». Она была бы наиболее выгодной для государства, так как «Роснефть» и сама находилась в процессе приватизации. Реализация сделки помогла бы снизить дефицит бюджета, а также позволяла увеличить стоимость пакета «Роснефти», добавил он.

Улюкаев также сообщил, что не встречался с Сечиным, пока готовилась приватизация, и контактировал с ним только в служебной переписке. 15 октября 2016 г. в Гоа они впервые встретились в вестибюле отеля, где проходили мероприятия саммита БРИКС, отметил Улюкаев. Он уточнил, что в переговорах делегации были паузы, в одну из таких он увидел Сечина и президента ВТБ Андрея Костина, играющих в бильярд, и решил подойти поприветствовать. Все были в хорошем настроении, в том числе Сечин, вспоминает Улюкаев. Руководитель «Роснефти», по его словам, заявил «мы очень хорошо поработали» с подготовкой сделки. Улюкаев рассказал, что Сечин пообещал угостить его таким вином, которое он «никогда не пробовал», и предложил прокрутить «дырочку» в пиджаке, намекая на госнаграду.

По словам Улюкаева, у них состоялся короткий разговор: экс-министр выразил беспокойство сделкой по приватизации, так как до дедлайна оставалось всего два месяца, а у Минэкономразвития не было информации о приватизации. Они договорились обсудить сделку в Москве. Улюкаев не знает, слышал ли еще кто-то этот разговор, так как в зале было много людей, а разговор, по его словам, продлился 2 минуты.

Что из тайного стало явным на суде над Улюкаевым

По версии следствия, Улюкаев, будучи министром экономического развития, требовал у «Роснефти» $2 млн за положительное заключение, позволившее ей купить госпакет «Башнефти». Улюкаева задержали 14 ноября 2016 г. после встречи с Сечиным в «Роснефти». В его машине была обнаружена сумка с помеченными оперативниками купюрами. Сам Улюкаев вину не признает. По его словам, ФСБ организовала против него провокацию на основе «ложных доносов» Сечина и Феоктистова. Министр утверждает, что, взяв сумку, думал, что в ней находится вино.