Списки избирателей очистят от уехавших за границу россиян

Это поможет поднять явку на президентских выборах
Председатель ЦИК Элла Памфилова/ Максим Стулов / Ведомости

Центризбирком на заседании в среду утвердил поправки в инструкцию по составлению списков избирателей, предписывающие территориальным избиркомам не включать в списки по месту жительства граждан, находящихся на консульском учете как проживающие за рубежом. По словам секретаря ЦИК Майи Гришиной, такие поправки позволят избежать двойного учета избирателей, которые живут и голосуют за границей, но до сих пор учтены по месту прописки.

Списки таких россиян должен предоставить МИД. По словам зампредседателя ЦИК Николая Булаева, Центризбиркому совместно с МИДом уже удалось идентифицировать 357 000 избирателей, которые точно не будут голосовать в России. Всего, по данным ЦИК, за рубежом проживает 1 875 408 российских избирателей, т. е. почти 2% от их списочной численности.

Такая работа может дать неплохую прибавку к явке: предварительные списки избирателей на зарубежных участках не составляются, т. е. человека вносят в список, когда он прибывает на участок. Поэтому сокращение основной части списка за счет проживающих за границей покажет рост явки даже при минимальной активности избирателей за рубежом. Между тем, как говорил ранее телеканалу Russia Today член ЦИК Василий Лихачев, идет поиск механизмов по привлечению к выборам как можно большего числа зарубежных соотечественников – по его данным, это около 33 млн человек, не состоящих на консульском учете.

1,9 млн

избирателей проживают, по данным Центризбиркома на 1 января 2018 г., за пределами России (не считая почти 14 000 имеющих право голоса россиян, живущих в казахстанском Байконуре). Это сопоставимо с достаточно крупным субъектом Федерации: примерно столько же избирателей насчитывается в Крыму (включая Севастополь), Алтайском и Ставропольском краях, Волгоградской, Воронежской, Иркутской и Саратовской областях

На протяжении последних избирательных циклов наблюдался значительный рост численности избирателей на выборах по сравнению с численностью, имевшейся незадолго до дня голосования. Так, в ноябре 2007 г. списочная численность избирателей составляла 107,3 млн человек, а в протоколе по итогам парламентской кампании в декабре их было уже 108,7 млн. В июле 2011 г. официальная численность избирателей была заявлена на уровне 108,2 млн человек, но по итогам выборов в Госдуму в декабре 2011 г. их стало уже 109,2 млн.

Общая закономерность была нарушена в 2008 г., когда президентом был избран Дмитрий Медведев, – тогда «протокольная» численность избирателей даже сократилась на полмиллиона по сравнению с январскими показателями (со 107,3 млн до 106,8 млн человек). Не было замечено резких колебаний и на парламентских выборах 2016 г.: 109,7 млн избирателей числились в списках в июле, 110 млн – в итоговом протоколе в сентябре. Как сообщалось, за рубежом тогда проголосовало 215 815 человек.

Голосование на зарубежных участках всегда работало на повышение явки, но эта прибавка была небольшой, говорит эксперт по выборам Андрей Бузин: если за рубежом проголосует 400 000 человек, это обеспечит прибавку к общей явке на 0,36%. В то время как резкие скачки численности, которые мы наблюдали, дают уже до 1,5% к явке. Однозначное объяснение таким колебаниям дать трудно, полагает эксперт: они могли быть вызваны двойным учетом людей, получивших открепительные удостоверения (если их не вычеркивали из списков по месту пребывания), а также плохой работой миграционной службы. Бузин напоминает, что на выборах 2018 г. открепительных уже не будет, а новая система учета избирателей по месту пребывания предусматривает более жесткий контроль за списками.