Игорь Шувалов уйдет из правительства

Он запомнится как осторожный либерал, опытнейший аппаратчик и надежный лоббист крупного бизнеса
Игорь Шувалов работал первым вице-премьером и в правительстве Путина, и в правительстве Медведева/ Артем Геодакян/ ТАСС

Обсуждая разные конфигурации будущей системы власти, чиновники почти никогда не упоминали в ней ключевого члена этого и прошлого правительства – первого вице-премьера Игоря Шувалова. Почти все были уверены, что его не будет ни в правительстве, ни в Кремле. А в конце зимы чиновники стали рассказывать о слухах, что Шувалов может занять пост в руководстве МГУ.

О возможности такого варианта сообщил телеканал «Дождь». Скорее всего, Шувалов не останется в правительстве, подтвердил «Ведомостям» его знакомый. Шувалов хотел уйти еще в 2012 г., надеясь на пост руководителя администрации президента, вспоминает он. На этот раз для него подготовили место в МГУ, говорят два чиновника. Собеседники «Дождя» называли среди вариантов назначение Шувалова руководителем ключевого проекта МГУ – «Научно-технической долины» (в работе над ее созданием участвует проект «Иннопрактика» Катерины Тихоновой, которую в 2015 г. Reuters назвало дочерью Путина), назначение на одну из руководящих должностей в ЦБ, а также пост руководителя «Роснано».

Место Шувалова в правительстве может занять помощник президента и бывший министр экономического развития Андрей Белоусов, сообщил «Дождь». Такой вариант рассматривается, подтвердили «Ведомостям» два чиновника.

«Это знает только Путин и сам Шувалов. Все остальное – гадание на кофейной гуще», – прокомментировал пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. Представитель секретариата Шувалова отказался от комментариев. Представитель МГУ не ответил на запрос «Ведомостей».

Шувалов – либерал

Как либерал Шувалов готов бороться за рыночные ценности, но как опытнейший аппаратчик – отступит, если борьба становится слишком опасной или шансов на победу нет, – так характеризуют его многие чиновники. Опыта ему действительно не занимать. 

Только пост первого заместителя председателя правительства – сначала Владимира Путина, потом Дмитрия Медведева – он занимает уже 10 лет. Помимо этого у него богатый послужной список – в частности, он был помощником президента.

Шувалов никакой не либерал и не консерватор, он управленец, который решает конкретные задачи, например, создать мегарегулятор на базе ЦБ, построить федеральный университет, снизить смертность на дорогах, создать Таможенный союз, реформировать госзакупки, сделать доступнее жилье, снизить закредитованность предприятий, рассуждает один чиновник. Важнейшие и самые трудные поручения президента по правительству были адресованы в основном ему, говорит другой чиновник.

Каждый кризис буквально воодушевлял Шувалова, вспоминают собеседники «Ведомостей»: он рассчитывал, что потрясения вынудят правительство заняться реформами. Запомнился он во время первого кризиса 2008–2009 гг., замечает главный экономист БКС Владимир Тихомиров, тогда он сыграл одну из ключевых ролей в его преодолении и поддержке крупных компаний.

Справиться с кризисом тогда удалось, залив экономику деньгами, а вот перейти к ее структурной перестройке не получилось. Уже в 2012 г. экономика начала терять темпы роста, когда нефть стоила еще более $100, а затем и вовсе провалилась в самую продолжительную за 20 лет рецессию, спровоцированную санкциями, обвалом нефтяных цен и рубля. В итоге правительство приняло новый антикризисный план, который свелся к социальной поддержке и помощи отдельным отраслям. Сколько и кому нужно дать денег, характеризует план главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, но, например, поддерживая импортозамещение, власти не разобрались, почему в условиях девальвации оно не происходит.

Экономика без реформ

С началом нового кризиса все меньше оставалось стимулов для реформ, говорит один из чиновников. Программа реформ стратегии-2020, подготовленная для этого президентского срока Путина, была реализована всего на 29%, оценивал Центр стратегических разработок. «Большая приватизация», которую задумал сам Шувалов, провалилась: доля госсектора выросла до 70%, оценивала ФАС. Например, частная «Башнефть» сначала была национализирована, а потом при приватизации досталась государственной «Роснефти». Из-за санаций резко выросла доля государства в банковском секторе. Второй по величине в России частный ритейлер «Магнит» перешел под контроль государственного ВТБ, а частная «Трансаэро» – «Аэрофлота». Шувалов всегда говорил о необходимости приватизации, но всегда считал, что проводить ее любой ценой нельзя, говорит чиновник, зато одна из его больших заслуг – это малая приватизация и начало ликвидации ГУПов и МУПов для усиления конкуренции в регионах.

«Шувалов действовал хитро» и, когда от него мало зависело, мог тактически отступить, понимая: эту партию не выиграть, зато и другие проиграешь, замечает другой чиновник. «Шувалов мог зайти к Путину с какой-то важной идеей, например приватизацией госкомпании, и получить согласие на проработку вопроса. Затем заходил кто-то из силовиков и убеждал Путина, что приватизация не нужна. Путин и с ним соглашался. Так все и вязло в согласованиях», – рассказывает еще один собеседник «Ведомостей».

Но и в этой системе в активе у Шувалова много достижений, солидарны опрошенные чиновники. Он активно занимался внешнеэкономической повесткой, поддержкой экспорта и малого бизнеса, перечисляет один из них, совершенствованием корпоративного законодательства, «цифровой повесткой», жилищным строительством и ипотечным кредитованием.

Средний размер жилплощади в России за 2005–2014 гг. вырос незначительно: с 21 до 24 кв. м, писал Аналитический центр при правительстве. Чтобы выйти на показатель 35 кв. м на человека, требуется увеличить жилищный фонд в 1,5 раза. Но принятый пакет законов кардинально меняет регулирование рынка. Путин отвел на отказ от долевого строительства три года, это фактически означает запрет на продажу квартир на этапе строительства. В новых условиях смогут работать 3,4% застройщиков, если в 2017 г. введено около 1,2 млн квартир, то в 2020 г. ­будет вдвое меньше, прогнозируют аналитики Центрального экономико-математического ­института РАН.

Друг бизнеса

С уходом Шувалова из правительства крупный бизнес лишится надежного лоббиста своих интересов, говорят собеседники «Ведомостей». Именно он настаивал, например, на решении не менять в этот президентский срок налоговую нагрузку, предлагал ограничить возможности возбуждать уголовные дела против предпринимателей, защищал интересы иностранных инвесторов.

Шувалов – друг Романа Абрамовича, Алишера Усманова и Сулеймана Керимова, рассказывали знакомые вице-премьера. В кризис 2008–2009 гг. Шувалов возглавлял правительственную комиссию, которая выдавала госгарантии столкнувшимся с проблемами компаниям, о помощи попросил и принадлежавший Усманову «Металлоинвест». По словам знакомого Шувалова, первый вице-премьер пошел к Путину, рассказал о своем конфликте интересов и предложил премьеру в порядке исключения самому решить этот вопрос. Путин, правда, тогда заявил Шувалову, что полностью доверяет ему и решение должен принимать он, продолжает собеседник «Ведомостей». В сентябре 2009 г. комиссия под руководством Шувалова одобрила госгарантии «Металлоинвесту» на 30 млрд руб.

Усманов тогда говорил, что обсуждал предоставление госгарантий с Путиным, а не с Шуваловым. А о дружбе с вице-премьером говорил так: «Игорь Шувалов – один из моих близких друзей <...> Я никогда не пользовался его административным влиянием. И даже сейчас, когда Шувалов по работе сталкивается с вопросами, связанными с моими компаниями, он честно предупреждает руководство: «Владелец этих компаний – мой друг». По словам федерального чиновника, Шувалов тогда предупреждал о конфликте интересов и с другими бизнесменами.

В подготовке статьи участвовали Бэла Ляув, Анна Еремина, Елена Медведева, Филипп Стеркин и Ольга Адамчук

Доходы правительства – наглядно