Сторонники Навального нравятся россиянам больше, чем протестующие в Армении
Но о митингах в Ереване в России знают больше, чем об акции 5 мая против ПутинаРоссияне лучше относятся к соотечественникам, вышедшим 5 мая на приуроченную к инаугурации Владимира Путина акцию Навального «Он нам не царь», нежели к жителям Армении, добившимся с помощью уличных протестов отставки премьера, выяснил «Левада-центр». Симпатию и уважение к первым испытывают 29% опрошенных, ко вторым – 24%. При этом о протестах в Армении знает гораздо больше россиян, чем об акции Навального: 51% против 39% (для сравнения: об акции 26 марта 2017 г. «Он вам не Димон» слышал 61% россиян). По мнению респондентов, выйти на улицу сторонников Навального побудило недовольство положением дел в стране (38%) и тем, что власть не учитывает интересы граждан (32%), а также стремление выразить несогласие с переизбранием Путина (26%). Но саму акцию поддерживают лишь 17% опрошенных (против 71%), а 55% считают невозможным повторение в России в ближайшее время массовых протестов по армянскому сценарию (допускают такую возможность 34%).
В апреле в Армении сотни тысяч человек протестовали против назначения премьером бывшего президента Сержа Саргсяна, перекрывая улицы и основные транспортные магистрали. В результате Саргсян подал в отставку и премьером был избран лидер уличной оппозиции Никол Пашинян.
Известность акции 5 мая ниже, чем протестов в Армении, но знают о ней те, кто сочувствует протестующим, поясняет социолог «Левада-центра» Денис Волков: «Они узнали о протестах не по телевизору, это изначально люди, которые такими событиями интересуются». При этом у большинства россиян (58%) протесты в Армении особых чувств не вызвали, отмечает он: «Когда начинались события на Украине, россияне вначале тоже не особо ими интересовались, только массированная телепропаганда привела к тому, что люди стали за ними внимательно следить. Поскольку протесты в Армении освещались нейтрально, то к ним нет особых чувств. За последние два года есть усталость от внешней повестки и все больше россиян считают, что надо заниматься внутренними делами». К акциям протеста в России население тоже не испытывает особых эмоций, но показательно, что среди мотивов участия в таких акциях респонденты скорее называют то, что сами испытывают, не разбираясь в причинах, – общую накопившуюся усталость от власти или то, что она не учитывает интересы граждан, добавляет Волков: «То есть протестам скорее приписывают свои ощущения, нежели разбираются, почему они происходят, – так было и в 2011 г., когда многие акции люди поддерживали, но думали, что они проходят по другим причинам, а не из-за результатов выборов».
Результаты исследования связаны со структурой групп населения, отвечавших на вопросы, считает политолог Аббас Галлямов: «Про акцию 5 мая не говорили по телевизору, а значит, слышала о ней специфическая аудитория – люди, интересующиеся политикой и следящие за ней в интернете. Понятно, что среди них доля тех, кто с симпатией относится к протестующим, выше. По сути, это был замер интернет-аудитории. За протестами же в Армении следили и те, кто смотрит телевизор». 34% считающих, что подобные протесты могут случиться в России, – это выше, чем показывает стандартная социология по протестам, добавляет эксперт: «Это надо списать на эффект телевизионной картинки – что увидел, тому и поверил. Если бы про эти протесты не рассказывали по телевидению, то доля тех, кто считает, что и в России они возможны, была бы сильно ниже».