Новым назначенцам будет проще избраться

Почему президент продолжает отставки губернаторов
Оба новых врио – выпускники «школы губернаторов», специально организованной администрацией президента для подготовки региональных кадров/ Максим Стулов/ Ведомости

Владимир Путин во вторник продолжил серию региональных отставок. В Липецкой области многолетнего губернатора Олега Королева сменил Игорь Артамонов, а не отработавшего и одного срока курганского губернатора Алексея Кокорина – Вадим Шумков.

Управленцы нового типа

Артамонов родился в Ставропольском крае, с 1992 г. работал в разных региональных подразделениях Сбербанка, в 2011 г. стал зампредом правления, а в 2013 г. – вице-президентом Сбербанка, председателем Среднерусского банка.

Шумков – уроженец Курганской области, работал юрисконсультом в нескольких компаниях, в том числе в ЮКОСе, с 2004 г. – в правительстве Тюменской области, с 2012 г. – вице-губернатор, ответственный за инвестиции и экономику. Оба новых губернатора проходили курсы кадрового управленческого резерва РАНХиГС, сказал «Ведомостям» курирующий эту программу проректор академии Алексей Комиссаров.

Новая серия губернаторских отставок началась 26 сентября, когда сменилось сразу три руководителя: Приморский край вместо врио губернатора Андрея Тарасенко возглавил губернатор Сахалина Олег Кожемяко, губернатора Астраханской области Александра Жилкина сменил выходец из ФСО Сергей Морозов, а главу Кабардино-Балкарии Юрия Кокова – его однофамилец, сотрудник администрации президента Казбек Коков, сын многолетнего руководителя республики Валерия Кокова.

Эти назначения продолжают линию власти на выдвижение новых управленцев, оба новых губернатора оканчивали те же управленческие курсы РАНХиГС, что и многие другие назначенцы, отмечает руководитель фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Но сейчас, в том числе, возможно, учитывая опыт недавно прошедших выборов и фон общественных настроений, виден больший акцент на том, чтобы новые губернаторы имели определенный опыт именно регионального управления, лучше чувствовали землю. Шумков много лет работал на разных позициях в управлении Тюменской областью, а Артамонов в Сбербанке долго занимался управлением именно территориальными подразделениями».

В случае с Курганской областью ставка явно делается на взаимосвязанное развитие с Тюменью, что сочетается с ранее обсуждавшейся в правительстве стратегией пространственного развития, полагает Бадовский: «Вероятно и более активное сотрудничество региона с Москвой и федеральным правительством, где также несколько ключевых позиций занимают выходцы из Тюменского региона».

А на примере Липецкой области просматривается продолжение еще одного, прежде только намечавшегося (например, в Кемерове), тренда – выдвижение новых управленцев из крупных бизнес-структур, а не только из министерств и иных сегментов госуправления, замечает Бадовский: «Эта линия, возможно, получит продолжение в следующих кадровых перестановках этой осени».

Никакого общего подхода в кадровых решениях не просматривается, в каждом конкретном случае принимается индивидуальное решение, возражает политолог Виталий Иванов: «На прошлой неделе в один регион назначили представителя местного влиятельного клана, а в другой направили дальневосточного «пожарного». Вторничных назначенцев объединяет только то, что оба учились в «школе губернаторов», но это совсем не главное: один с 2000-х гг. входил в команду [бывшего тюменского губернатора Сергея] Собянина, другой работал у [президента Сбербанка Германа] Грефа и, видимо, захотел уйти».

В 2017 г. назначенцев называли молодыми технократами, хотя этому определению мало кто соответствовал, продолжает Иванов. А результаты осенних выборов при новых назначениях вряд ли учитывались, поскольку людей подбирали и согласовывали еще до голосования, заключает он.

Оба назначенца прошли курсы РАНХиГС и были успешными управленцами, указывает и член совета директоров Экспертного института социальных исследований Глеб Кузнецов: «Единый день голосования вряд ли повлиял на назначения, но точно показал, что обновление губернаторского корпуса необходимо». Людей искали под конкретные задачи, считает он, а самое логичное экономическое предназначение Курганской области – поставлять сельскохозяйственную продукцию в другие регионы: «Кокорин эту задачу не выполнил, у Шумкова больше шансов справиться, в Тюмени люди проходят хорошую школу».

Назначения вписываются в линию условных молодых технократов, хотя назначенцы и не особо молоды, полагает политолог Александр Кынев: «В обоих случаях пришли варяги, Шумков хотя и родился в Курганской области, но вся его карьера прошла в Тюмени». По мнению Кынева, Кремль продолжает то, что делал последние два года: «Старосидящие губернаторы в трех регионах в этом году выборы проиграли, это стало дополнительным аргументом в пользу замен, когда проще выдвинуть новых, чем пытаться реабилитировать старых». Технократы почти все варяги, так было и раньше, напоминает эксперт: «В этом году Виктор Томенко в Алтайском крае избрался, еле перевалив за 50%, Андрей Травников в Новосибирской области набрал больше, но при очень низкой явке». Выборы будут через год, многое может поменяться, но в целом тренд на протестное голосование может сыграть злую шутку, предупреждает Кынев: «В Кургане, видимо, будет разыгрываться карта тюменского опыта, и это могут воспринять. Здесь проблемы возможны, но их можно купировать. А в Липецкой области есть люди, зависимые от НЛМК, и аграрная периферия, которая зависит от губернатора, так что там проблем быть не должно».

«Мы не имеем никакого отношения к смене руководителя региона, – заявил «Ведомостям» основной владелец НЛМК Владимир Лисин. – Мы не знали о готовящейся отставке Королева, не предлагали своих кандидатов и не участвовали в согласовании никаких кандидатур». Лисин поблагодарил Королева за слаженную совместную работу в регионе на протяжении долгих лет.

А представитель НЛМК положительно оценил сотрудничество с администрацией Липецкой области и лично губернатором Королевым, сказал, что компания благодарит его и желает успехов в новых проектах. «Желаем Игорю Артамонову продуктивной работы на благо Липецкой области и дальнейшего избрания на выборах губернатора», — заключил представитель металлурга.

Уходящие натуры

О своих отставках оба губернатора сообщили во вторник на своих сайтах. Королев, второй по продолжительности пребывания на посту губернатор – дольше его регионом руководит только белгородец Евгений Савченко, – заявил, что проработал во главе области более 20 лет и сам попросил президента найти ему другую работу: «Думаю, что этот исторический путь мы с вами прошли достойно. Это дает мне полное основание для вывода о том, что пора давать дорогу молодым».

Кокорин, по сообщению его пресс-службы, принял «обдуманное решение» о сложении полномочий в связи с переходом на новое место работы. По словам человека, близкого к администрации президента, в понедельник с Кокориным встречался первый замглавы администрации Сергей Кириенко и предложил работу в одной из госкорпораций.

Уходят возрастные губернаторы, в том числе ветераны губернаторского корпуса, такие как Королев, отмечает Бадовский: «И это происходит в регионах, где выборы пройдут в 2019 г., тем самым администрация президента фактически подтверждает, что достаточных шансов на переизбрание или целесообразности такого переизбрания у отставников нет».

По словам Иванова, у Кокорина в Курганской области огромный антирейтинг, он неизбираем, кроме того, за ним не стоит никаких крупных групп влияния.

У Кокорина было одно серьезное упущение – он не работал с местными СМИ, говорит политтехнолог Григорий Казанков: «Кроме того, в регион было очень сложно привлекать инвестиции. Оборонка в очень плохом состоянии, сельское хозяйство – в среднем. А находящиеся рядом Челябинск и Екатеринбург вытягивают всех толковых людей из Курганской области». Кокорин был неплохим губернатором, но он был «местный» губернатор, у него не было особых связей, полагает эксперт: «Он долго был мэром Шадринска. Придя на пост губернатора, он четыре года занимался регионом, но у него не было больших федеральных связей. Уровень же жизни в области оставляет желать лучшего, но так было всегда».

Отставки были ожидаемы: в Липецкой области уволили губернатора-старожила, в Курганской – главу проблемного региона с протестными настроениями, полагает Кынев: «Все логично. Курган – регион со слабым губернатором, один из самых бедных и депрессивных. Королев в последнее время все больше становился героем анекдотов».

Всего осенью 2018 г. – весной 2019 г. свои посты могут покинуть около десятка губернаторов, рассказывали «Ведомостям» несколько человек, близких к администрации президента. Среди тех, кто может оказаться в списке отставников, собеседники, в частности, называли Александра Михайлова (Курская обл.), Александра Бердникова (Республика Алтай), Марину Ковтун (Мурманская обл.), Рустэма Хамитова (Башкирия), Андрея Бочарова (Волгоградская обл.), Наталью Жданову (Забайкальский край) и Юрия Берга (Оренбургская обл.). Под вопросом и судьба губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, говорил один из собеседников. Полномочия всех этих губернаторов, кроме Ждановой, истекают осенью 2019 г.-

В тексте скорректирован комментарий представителя НЛМК